«Экономический анализ: теория и практика»
 
Написать редактору журнала: 
editor-ea@fin-izdat.ru

Реферирование и индексирование

Google Scholar

Доступ к архивам в PDF

Статистический анализ «поперечных» эффектов зависимости дохода от уровня образования

Журнал «Экономический анализ: теория и практика»
т. 16, вып. 3, март 2017

Статья принята: 29.11.2016

Статья доработана по замечаниям рецензентов: 19.12.2016

Статья одобрена: 18.01.2017

Рубрика: АНАЛИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Страницы: 472-487

https://doi.org/10.24891/ea.16.3.472

Антоненко В.В. кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, Волгоградский государственный университет, Волгоград, Российская Федерация avv1@mail.ru

Караулова Н.М. кандидат экономических наук, доцент, директор Института туризма и гостеприимства (филиала) Российского государственного университета туризма и сервиса, Москва, Российская Федерация tys@yandex.ru

     Предмет. В статье представлены отдельные результаты исследования эффективности инвестиций в человеческий капитал российской молодежи. Актуальность темы состоит в нерациональном вложении денежных и иных средств и ресурсов в человеческий капитал современной российской молодежи всеми субъектами рассматриваемого инвестиционного процесса.
Цели. Изучение реальной экономической эффективности вложений в различные элементы человеческого капитала в современной России.
Методология. Использованы массовый анкетный опрос экономически активного населения Волгоградской области, последующий статистический анализ собранных данных. Обработка первичных данных производилась с помощью специализированных компьютерных программ, при этом в основном использовались методы описательной статистики, кросс-таблицы, графические методы, классический корреляционный, регрессионный и факторный анализ, методы непараметрической статистики.
Результаты. Получены достоверные результаты, характеризующие целесообразность и экономическую эффективность индивидуальных вложений в образование.
Выводы. Доказана целесообразность индивидуальных инвестиций в получение высшего образования, поскольку его отсутствие означает невозможность получения доходов выше среднего. Но наличие высшего образования само по себе не ведет к обладанию доходами выше среднего, хотя и гарантирует получение средних по меркам региона доходов. При доказанной целесообразности таких инвестиций остается сомнительной их экономическая эффективность, поскольку лишь каждый третий из затративших материальные и иные ресурсы на образование получает реальную экономическую отдачу. Следовательно, с экономической точки зрения это – инвестиции с неясными сроками окупаемости и высоким риском невозврата вложенных средств.

Ключевые слова: человеческий капитал, образование, эффективность инвестиций, статистический анализ

Список литературы:

  1. Кудрякова Н.В., Смирнов Б.В. Оценка экономической эффективности инвестиций в систему профессионального образования: монография. Комсомольск-на-Амуре: КНАГТУ, 2010. 143 с.
  2. Гуськова Н.Д., Краковская И.Н. Инвестиции в человеческий капитал вуза: организационный аспект // Проблемы теории и практики управления. 2010. № 5. С. 53–58.
  3. Салихов А.В. Человеческий капитал и образование: цели, средства и реальность. Калининград: Балтийский институт экономики и финансов, 2011. 158 с.
  4. Брызгалина Е.В. Наука и образование: современные тренды в глобальном мире // Философия образования. 2012. № 6. С. 11–20.
  5. Салтыкова Г.А., Климанов В.Г. Современный взгляд на эффективность инвестиций // Инвестиции. 2006. № 1. С. 90–93.
  6. Майбуров И.А. Экономическое обоснование накопления человеческого капитала // Общество и экономика. 2006. № 7-8. С. 245–263.
  7. Ленковец О.М., Синьков Л.С. Инвестиции в развитие человеческого капитала как фактор повышения конкурентоспособности России в рамках устойчивого развития // Проблемы современной экономики. 2014. № 1. С. 55–58.
  8. Тугускина Г.Н. Оценка эффективности инвестиций в человеческий капитал предприятий // Управление персоналом. 2009. № 3. С. 73–77.
  9. Волчкова Н.А., Суслова Е.А. Человеческий капитал, промышленный рост и ресурсное проклятие // Экономический журнал ВШЭ. 2008. Т. 12. № 2. С. 217–237.
  10. Евграшина И.А. Оценка человеческого капитала молодежи // Экономика образования. 2014. № 4. С. 53–63.
  11. Згонник Л.В. Оценка человеческого капитала // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. № 1. С. 100–103.
  12. Беккер Г. Воздействие на заработки инвестиций в человеческий капитал // США: экономика, политика, идеология. 1993. № 11. С. 109–119.
  13. Буланов В.Б., Катайцева Е.В. Человеческий капитал как форма проявления человеческого потенциала // Общество и экономика. 2011. № 1. С. 13–22.
  14. Решецкий В.И. Экономический анализ и расчет инвестиционных проектов. Калининград: Янтарный сказ, 2001. 477 с.
  15. Губанов С.С. Глубинные проблемы инвестиционных процессов // Экономист. 2001. № 8. С. 22–27.
  16. Овчинников В.И., Еремина С.В. Оценка среднего срока окупаемости инвестиций // Известия ИГЭА. 2007. № 5. С. 12–16.
  17. Леонидова Г.В. Генерация знаний талантливой молодежи в интересах интеллектуализации человеческого капитала: методы и формы осуществления // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2011. № 1. С. 90–100.
  18. Осауленко Е.В. Оценка эффективности инвестиций в социальную сферу муниципального хозяйства // Новые технологии. 2006. № 2. С. 125–126.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 16, вып. 3, март 2017

Другие номера журнала