«Экономический анализ: теория и практика»
 
Написать редактору журнала: 
editor-ea@fin-izdat.ru

Реферирование и индексирование

Google Scholar

Доступ к архивам в PDF

Социальный капитал организации: понятие и методы оценки

Журнал «Экономический анализ: теория и практика»
т. 16, вып. 4, апрель 2017

Получена: 13.02.2017

Получена в доработанном виде: 28.02.2017

Одобрена: 13.03.2017

Доступна онлайн: 02.05.2017

Рубрика: АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО И СЕТЕВОГО КАПИТАЛА

Страницы: 711-725

https://doi.org/10.24891/ea.16.4.711

Харин А.Г. кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Калининградский государственный технический университет, Калининград, Российская Федерация agkharin@yandex.ru

Предмет. Для современной экономики характерны сложная система взаимоотношений и вовлечение в процесс производства разнообразных ресурсов. Одним из таких ресурсов, оказывающих многоаспектное и разноуровневое влияние на экономических агентов, является социальный капитал. В статье исследуются теоретические и прикладные аспекты проекции концепта «социальный капитал» на уровень организации. Рассматриваются проблемы анализа и комплексной оценки социального капитала организации с позиций использования их результатов для управления.
Цели. Выявить аспекты социального капитала, оказывающие существенное влияние на ценность организации. Определить направления оценки социального капитала на уровне организации.
Методология. Основу работы составляют метод научной абстракции и монографический метод, с помощью которых выполняется критический анализ существующих методик, выявляются возможности их использования для оценки социального капитала организации, а также определяются пути дальнейшего развития методологии оценки.
Результаты. Основными результатами исследования являются обобщение представлений о роли социального капитала в создании ценности организации, определение перспективных направлений совершенствования методологии измерения этого вида капитала.
Выводы. Существующие финансовые и нефинансовые модели оценки социального капитала организации по отдельности не дают удовлетворительных результатов. Поэтому основным направлением дальнейших исследований должно стать развитие комплексных методов измерений, в частности, повышение уровня их формализации и универсализации. Это не только обеспечит более высокую достоверность оценки, но и сделает возможным полноценное включение результатов оценки в финансовую отчетность компаний, повысит их прозрачность для инвесторов и откроет дополнительные возможности для управления.

Ключевые слова: социальный капитал, организационный капитал, методы оценки

Список литературы:

  1. Putnam R.D. Bowling Alone: The Collapse and Revival of American Community. N.Y., Simon and Schuster, 2001, 544 p.
  2. Coleman J. Social Capital in the Creation of Human Capital. In: P. Dasgupta, I. Serageldin (Eds.) Social Capital: A Multifaceted Perspective. Washington DC, The World Bank, 2000.
  3. Woolcock M., Narayan D. Social capital: implications for development theory, research and policy. World Bank Research Observer, 2000, vol. 15, no. 2.
  4. Knoke D. Organizing for Collective Action: The Political Economies of Associations. New York, Aldine de Gruyter, 1990.
  5. Fukuyama F. The Great Disruption: Human Nature and the Reconstitution of the Social Order. London, Profile Books, 2006, 368 p.
  6. Cohen D., Prusak L. In Good Company: How Social Capital Makes Organizations Work. Boston, MA, Harvard Business School Press, 2001, 224 p.
  7. Мнацаканян А.Г., Васильев И.В. Теория и практика финансирования воспроизводства человеческого капитала: монография. Калининград: Балтийский институт экономики и финансов, 2011. 146 с.
  8. Nahapiet J., Ghoshal S. Social Capital, Intellectual Capital, and the Organizational Advantage. Academy of Management Review, 1998, vol. 23, no. 2, pp. 242–266.
  9. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. СПб.: Питер, 2004. 825 с.
  10. Harpham T. The Measurement of Community Social Capital Through Surveys. In: Kawachi I., Subramanian S.V., Kim D. (Eds). Social Capital and Health. N.Y., Springer, 2008, pp. 51–62.
  11. Прохорова О.В. Корпоративная культура как источник повышения конкурентоспособности предприятия // Балтийский экономический журнал. 2015. № 2. С. 104–112.
  12. Woolcock M. Social capital and economic development: Toward a theoretical synthesis and policy framework. Theory and Society, 1998, vol. 27(2), pр. 151–208. doi: 10.1023/A:1006884930135
  13. Grootaert C., Bastelaer van T. Understanding and Measuring Social Capital: A Multidisciplinary Tool for Practitioners. Washington, D.C., The World Bank, 2002.
  14. Полищук Л., Меняшев Р. Экономическое значение социального капитала // Вопросы экономики. 2011. № 12. С. 46–65.
  15. Olsen M.G., Halliwell M., Gray R.P. Intangible Value: Delineating between Shades of Grey. Journal of Accountancy, 2007, vol. 203(5), pp. 66–71.
  16. Когденко В.Г. Анализ интегрированной отчетности: нематериальные виды капитала // Инновационное развитие экономики. 2016. № 4. С. 247–254.
  17. Найденова Ю.Н., Осколкова М.А. Трансформация интеллектуального капитала в ценность компании в экономике знаний // Корпоративные финансы. 2011. № 2. C. 92–98.
  18. Wyatt A. Towards a financial reporting framework for intangibles: Insight from Australian experience. Journal of Intellectual Capital, 2002, vol. 3, iss. 1, pp. 71–86. doi: 10.1108/14691930210412872
  19. Seetharaman A., Balachandran M., Saravanan A.S. Accounting treatment of goodwill: Yesterday, today and tomorrow. Journal of Intellectual Capital, 2004, vol. 5(1), pp. 131–152.
  20. Bose S., Thomas K. Valuation of intellectual capital in knowledge-based firms: The need for new models in a changing economic paradigm. Management Decision, 2007, vol. 45(9), pp. 1484–1496. doi: 10.1108/00251740710828726
  21. Бочаров В.В., Самонова И.Н., Макарова В.А. Управление стоимостью бизнеса. СПб.: СПбГУЭФ, 2009. 124 c.
  22. Плотников В.С., Плотникова О.В. Признание и оценка гудвилла или дохода от выгодной покупки // Сибирская финансовая школа. 2014. № 6. С. 124–130.
  23. Rodov I., Leliaert P. FiMIAM: Financial method of intangible assets measurement. Journal of Intellectual Capital, 2002, vol. 3(3), pp. 323–336. doi: 10.1108/14691930210435642
  24. Kannan G., Aulbur W. Intellectual capital: Measurement effectiveness. Journal of Intellectual Capital, 2004, vol. 5(3), pp. 389–413. doi: 10.1108/14691930410550363
  25. Marr B., Spender J.-C. Measuring knowledge assets: Implications of the knowledge economy for performance measurement. Measuring Business Excellence, 2004, vol. 8(1), pp. 18–27. doi: 10.1108/13683040410524702
  26. Martin W.J. Demonstrating knowledge value: A broader perspective on metrics. Journal of Intellectual Capital, 2004, vol. 5(1), pp. 77–91. doi: 10.1108/14691930410512932
  27. Abeysekera I. Intellectual accounting scorecard: measuring and reporting intellectual capital. Journal of American Academy of Business, 2003, vol. 3(1&2), pp. 422–427.
  28. Housel T., Nelson S. Knowledge valuation analysis: Applications for organizational intellectual capital. Journal of Intellectual Capital, 2005, vol. 6, iss. 4, pp. 544–557. doi: 10.1108/14691930510628816

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 16, вып. 4, апрель 2017

Другие номера журнала