«Экономический анализ: теория и практика»
 

Реферирование и индексирование

Russian Science Citation Index
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Оценка экономической безопасности территориальных образовательных систем высшего образования в региональном управлении

Журнал «Экономический анализ: теория и практика»
т. 16, вып. 4, апрель 2017

Получена: 27.02.2017

Получена в доработанном виде: 13.03.2017

Одобрена: 22.03.2017

Доступна онлайн: 02.05.2017

Рубрика: АНАЛИЗ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Страницы: 726-745

https://doi.org/10.24891/ea.16.4.726

Тараскина кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономической теории, Астраханский государственный технический университет, Астрахань, Российская Федерация taraskinaav@mail.ru

Обухова Н.С. кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Астраханский государственный технический университет, Астрахань, Российская Федерация ns.obukhova@mail.ru

Золотова С.В. кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности и аудита, Астраханский государственный технический университет, Астрахань, Российская Федерация sv.z83@mail.ru

Предмет. Развитие рыночных отношений ставит перед высшими образовательными учреждениями множество задач, главная из которых – обеспечение собственной экономической безопасности. Налаженная система обеспечения экономической стабильности и безопасности позволит вузам успешно реагировать на ситуации, связанные с различными рисками и угрозами, в том числе финансовыми. Понятие экономической безопасности территориальных образовательных систем высшего образования рассматривается с позиции системного подхода.
Цели. Комплексное исследование обеспечения экономической безопасности территориальных образовательных систем высшего образования, включающее научную систематизацию внешних и внутренних факторов, разработка мероприятий по повышению экономической безопасности территориальных образовательных систем высшей школы Астраханской области.
Методология. Использовались методы логического, системного и экономико-статистического анализа.
Результаты. Для максимального использования возможностей территориальных образовательных систем высшего образования необходима регулярная оценка их экономической безопасности. Адекватность и объективность такой оценки зависят от корректного выбора показателей (индикаторов). В содержательно-методическом смысле совокупность оцениваемых показателей может быть представлена в форме коэффициентов функциональности, что позволяет перейти от частных показателей продуктивности и регионального развития образовательной системы к ее интегральной и обобщающим оценкам. В качестве одной из действенных мер представляется создание при администрации региона центра мониторинга и аналитики экономической безопасности, одна из основных целей которого – экспертно-аналитическая поддержка принятия управленческих решений в сфере образования на соответствующем уровне государственного управления.
Выводы. При выработке качественно новой стратегии в региональном управлении экономической безопасностью территориальных образовательных систем высшего образования основным направлением должна стать разработка соответствующего инструментария оценки экономической безопасности вузов с учетом специфики их функционирования.

Ключевые слова: экономическая безопасность, территориальная образовательная система, высшее образование, мониторинг

Список литературы:

  1. Бастрыкин С.В., Воробьева О.А., Обухова Н.С. Формирование механизмов обеспечения экономической безопасности государственного вуза // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер.: Экономика. 2016. № 3. С. 68–74.
  2. Ендовицкий Д.А., Мосолов О.Н. Кластерный подход к региональной системе высшего образования // Вестник ВГУ. Сер.: Проблемы высшего образования. 2016. № 2. С. 5–10.
  3. Ендовицкий Д.А. Бюджетирование в системе университетского финансового менеджмента // Экономика образования. 2008. № 3. С. 97–108.
  4. Котова Т.В., Демко О.А. Проблемы финансирования вуза // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. Новосибирск: СибАК, 2013. С. 185–190.
  5. Левицкий М.Л., Шевченко Т.Н. Организация финансово-экономической деятельности в образовательных учреждениях. М.: ВЛАДОС, 2003. 416 c.
  6. Алимова Н.К. Привлечение дополнительных финансовых средств в образовательное учреждение // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2006. № 2. C. 26–35. URL: http://www.menobr.ru/article/5123-privlechenie-dopolnitelnyh-finansovyh-sredstv-v-obrazovatelnoe-uchrejdenie.
  7. Пугач В.Н., Кирсанов К.А. Экономическая безопасность образовательного учреждения // Российский экономический интернет-журнал. 2009. № 4. С. 655–661. URL: http://www.e-rej.ru/Articles/2009/Pugach_Kirsanov.pdf.
  8. Ширяев М.В. Экономическая безопасность высшего профессионального образования: концептуальные основы // Фундаментальные исследования. 2015. № 11. С. 1272–1276.
  9. Кирсанов К.А. Экономическая безопасность образования и образовательных учреждений: проблемы периодизации // Вестник ЮРГТУ (НПИ). 2012. № 2. С. 65–79.
  10. Кондрат И.Н. Экономическая безопасность производства образовательных услуг и ее институциональное обеспечение. СПб.: СПбГУ, 2005. 136 с.
  11. Чекмарев В.В. Экономическая безопасность образования: опыт обобщения постановки проблемы в работах российских ученых // Экономика образования. 2012. № 4. С. 104–111.
  12. Чернова В.В. Экономическая безопасность системы образования в современных условиях // Вестник ТГУ. 2008. № 12. С. 474–479.
  13. Плотников Н.В. Особенности и проблемы формирования механизма обеспечения экономической безопасности высшего образования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2015. № 5. C. 102–107.
  14. Ширяев М.В. Экономическая безопасность высшего профессионального образования: система индикаторов // Фундаментальные исследования. 2015. № 12. C. 1078–1082.
  15. Лешуков О.В., Лисюткин М.А. Управление региональными системами высшего образования в России: возможные подходы // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 6. С. 29–40.
  16. Leshukov O., Platonova D., Semyonov D. Does Competition Matter? The Efficiency of Regional Higher Education Systems and Competition: Case of Russia. NRU HSE Basic Research Program Working Papers. Series: Education, 2015, no. WP BRP 29/EDU/2015. URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/lib/data/access/ram/ticket/91/1490085961e12a91ccfdf78184168a26103421dfcb/29EDU2015.pdf.
  17. Яблонский В.Б., Абросимов В.К. Интеллектуальные методы в управлении образованием: проблемы и методы // Интеллектуальные системы. 2007. № 11. С. 21–54.
  18. Александрова М.В. Становление карьеры педагога в территориальной образовательной системе: монография. Великий Новгород: Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, 2007. 238 с.
  19. Захарова И.В. Управление территориальной системой образования в условиях смены экономической парадигмы: монография. Ульяновск: УлГТУ, 2011. 265 c.
  20. Зелинская Г.А., Тимофеева А.С. Современные требования к экономической безопасности вуза // Экономика и управление: проблемы, решения. 2015. Т. 3. № 12. С. 312–318.
  21. Болгова Е.В. Оценка эффективности экономических функций научно-образовательного каркаса региона // Экономические науки. 2010. № 11. С. 317–320.
  22. Болгова Е.В. Экономическая роль образования: статистический парадокс или проблемы эффективности? // Креативная экономика. 2011. № 10. С. 68–73.
  23. Хасаев Г.Р., Болгова Е.В. Аналитические модели исследования региональной вузовской сети // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2015. № 1. С. 21–25.
  24. Демко О.А., Котова Т.В., Черникина Е.В. Стратегическое планирование как основа формирования экономической безопасности вуза // Экономика и управление: проблемы, решения. 2015. Т. 3. № 12. С. 217–221.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 16, вып. 8, август 2017

Другие номера журнала