«Экономический анализ: теория и практика»
 

Реферирование и индексирование

Russian Science Citation Index
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Прогнозирование экологических эффектов диффузии новых автотранспортных технологий на основе методологии кривых обучения*

Журнал «Экономический анализ: теория и практика»
т. 16, вып. 4, апрель 2017

Получена: 21.02.2017

Получена в доработанном виде: 06.03.2017

Одобрена: 17.03.2017

Доступна онлайн: 02.05.2017

Рубрика: МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И МОДЕЛИ

Страницы: 782-796

https://doi.org/10.24891/ea.16.4.782

Ратнер С.В.; доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории экономической динамики и управления инновациями, Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, Москва, Российская Федерация lanaratner@ipu.ru  

Иосифов В.В. кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой машиностроения и автомобильного транспорта, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Российская Федерация iosifov_v@mail.ru

Предмет. Одной из наиболее актуальных проблем развития современных городских агломераций является оптимизация структуры и технологического обеспечения транспортных систем. В качестве варианта решения этой проблемы в литературе предлагается развитие автотранспорта на электрической тяге, однако в научной среде до сих пор не сложилось однозначного понимания, являются ли электромобили лучшей альтернативой традиционным транспортным средствам с двигателями внутреннего сгорания по экологическим показателям.
Цели. Разработка и апробация на примере Краснодарского края метода прогнозирования экологических эффектов диффузии электромобильных технологий, в котором учитывается прогресс в развитии замещаемой (традиционные автомобили с двигателями внутреннего сгорания) и замещающей (электромобили) технологии.
Методология. В качестве методологической основы используется теория обучения, широко применяемая при прогнозировании технико-технологического развития.
Результаты. По расчетам общий объем выбросов от личного автомобильного транспорта при повышении энергоэффективности автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и росте уровня проникновения электромобилей снизится к 2025 г. на 9,5% от уровня 2015 г., даже несмотря на существенный рост уровня автомобилизации (почти на 65%). Таким образом, широкое распространение электромобильных технологий является предпочтительным с экологической точки зрения.
Выводы. Предложенный подход к прогнозированию экологических эффектов диффузии электромобильных технологий позволяет оценить сокращение объемов выбросов от автомобильного транспорта в любом регионе при условии сохранения направления и скорости следующих основных тенденций: роста уровня энергоэффективности и экологичности традиционных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, роста уровня автомобилизации населения России и снижения стоимости электромобилей. Дополнительные воздействия стимулирующих и дестимулирующих политических мер в данной модели не учитываются.

Ключевые слова: наземный транспорт, инновационные транспортные технологии, электромобили, возобновляемая энергетика, энергоэффективность

Список литературы:

  1. Битюкова В.Р. Экологическая ответственность Российской промышленности: региональная проекция // Экология и промышленность России. 2016. № 4. С. 4–11.
  2. Диброва С.С., Иосифов В.В. Проблемы имплементации стандартов моторного топлива // Материалы международной научно-практической конференции «Управление инновациями – 2015». М.: ИПУ РАН, 2015. С. 136–141.
  3. Кутлиахметов А.Н. Пристальное внимание к экологическим проблемам // Транспорт на альтернативном топливе. 2012. № 1. С. 10.
  4. Петров В.Ю. Легковой транспорт будущего: электромобили, водородные или традиционные автомобили? // Автомобильная промышленность. 2009. № 5. С. 7–11.
  5. Смил В. Энергетика. Мифы и реальность. Научный подход к анализу мировой энергетической политики. М.: АСТ-Пресс, 2012. 272 с.
  6. Тимаков В.В. Электромобиль – предвестник грядущего электрического мира // Энергетическая политика. 2016. № 3. С. 86–97.
  7. Offer G.J., Howey D., Contestabile M., Clague R., Brandon N.P. Comparative analysis of battery electric, hydrogen fuel cell and hybrid vehicles in a future sustainable road transport system. Energy Policy, 2010, vol. 38, iss. 1, pp. 24–29. doi: 10.1016/j.enpol.2009.08.040
  8. Thomas C.E. Fuel cell and battery electric vehicles compared. International Journal of Hydrogen Energy, 2009, vol. 34, iss. 15, pp. 6005–6020. doi: 10.1016/j.ijhydene.2009.06.003
  9. Turconi R., Boldrin A., Astrup T. Life cycle assessment (LCA) of electricity generation technologies: Overview, comparability and limitations. Renewable and Sustainable Energy Reviews, 2013, vol. 28, pp. 555–565. doi: 10.1016/j.rser.2013.08.013
  10. Notter D. et al. Contribution of Li-Ion Batteries to the Environmental Impact of Electric Vehicles. Environmental Science & Technology, 2010, vol. 44, no. 17, pp. 6550–6556. doi: 10.1021/es903729a
  11. Samaras C., Meisterling K. Life Cycle Assessment of Greenhouse Gas Emissions from Plug in Hybrid Vehicles: Implications for Policy. Environmental Science & Technology, 2008, vol. 42, no. 9, pp. 3170–3176. doi: 10.1021/es702178s
  12. Иванов П.П. Станция сверхбыстрой зарядки электромобилей как объект децентрализованной энергетики // Теплофизика высоких температур. 2016. Т. 54. № 1. С. 118–123.
  13. Шуркалов П.С., Тягунов М.Г. Возможности подзарядки электромобилей от установок на основе возобновляемых источников энергии // Вестник МЭИ. 2013. № 5. С. 61–66.
  14. Жук А.З., Бузоверов Е.А., Шейндлин А.Е. Распределенные системы накопления электроэнергии на основе парков электромобилей // Теплоэнергетика. 2015. № 1. С. 3–8.
  15. Ратнер С.В., Клочков В.В. Моделирование развития энергетических компаний в ситуации технологического разрыва. М.: ИПУ РАН, 2015. 234 с.
  16. Иосифов В.В., Подворок И.И. Развитие методов экономической оценки экологического ущерба от выбросов автомобильного транспорта // Друкеровский вестник. 2016. № 1. С. 255–264.
  17. Wright T.P. Factors affecting the cost of airplanes. Journal of the Aeronautical Sciences, 1936, vol. 3, no. 4, pp. 122–128.
  18. Goulder L.H., Mathai K. Optimal CO2 Abatement in the Presence of Induced Technological Change. Journal of Environmental Economics and Management, 2000, vol. 39, iss. 1, pp. 1–38. doi: 10.1006/jeem.1999.1089
  19. Jamasb T. Technical change theory and learning curves: Patterns of progress in electricity generation technologies. Energy Journal, 2007, vol. 28, no. 3, pp. 51–72. doi: 10.5547/ISSN0195-6574-EJ-Vol28-No3-4
  20. MacKenzie D., Heywood J. Acceleration performance trends and the evolving relationship between power, weight, and acceleration in U.S. light-duty vehicles: A linear regression analysis. TRB Paper, 2012, no. 12-1475. Transportation Research Board 91st Annual Meeting, Washington, DC, January 2012.
  21. Диколов E.А., Ратнер С.В. Модели качества городской среды // Управление инновациями – 2016: материалы международной научно-практической конференции. Новочеркасск: ЮРГПУ (НПИ), 2016. С. 120–130.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 16, вып. 10, октябрь 2017

Другие номера журнала