+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Экономический анализ: теория и практика»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Институциональные аспекты постиндустриализации: теоретический анализ и практические последствия

т. 16, вып. 8, август 2017

PDF  PDF-версия статьи

Получена: 30.06.2017

Получена в доработанном виде: 14.07.2017

Одобрена: 27.07.2017

Доступна онлайн: 29.08.2017

Рубрика: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Коды JEL: B52

Страницы: 1420–1437

https://doi.org/10.24891/ea.16.8.1420

Марущак И.В. кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, Волгоградский государственный университет, Волгоград, Российская Федерация 
marushak_irina79@mail.ru

Предмет. Институциональные процессы, порождаемые постиндустриализацией как важнейшей закономерностью современного социально-экономического развития, связанной с повышением места и роли отраслей сферы услуг (сервисных индустрий) в обеспечении занятости населения, объема ВВП и деятельности промышленного сектора.
Цели. Системный анализ институционального (в том числе трансакционного) содержания и эффектов постиндустриализации, систематизация последствий прикладного характера применительно к перспективе развития трансакционных индустрий.
Методология. Исследование опирается на теоретико-методологические разработки в области институционального, эволюционного, системного и компаративного анализа.
Результаты. Проведен комплексный анализ институциональных аспектов постиндустриализации, характерной для всех ведущих стран мира, основанный на реальных показателях развития сферы услуг. Систематизированы проявления сервисизации промышленного и аграрного секторов, связанные с расширением сферы услуг и развитием гибридного производства. Обоснована необходимость отказа от трактовки постиндустриализации в негативном аспекте, а также от ее гомогенного восприятия, поскольку данная закономерность асимметрично и асинхронно проявляется в различных отраслях и сферах хозяйства.
Выводы. Пересмотрена абсолютизация роли промышленности с учетом процесса постиндустриализации как наиболее значимой тенденции развития современной экономики, обусловленной растущим усложнением бизнес-моделей и форматов цепочек создания стоимости. Аргументировано выдвижение сферы услуг на лидирующую позицию с акцентом на развитие ряда современных трансакционных индустрий. Обоснована безосновательность демонизации теории постиндустриальной экономики, выявлены причины отторжения постиндустриализма. Доказана важная роль трансакционных услуг и производящих их индустрий в постиндустриальной экономике. Показана ведущая роль стейкхолдеров в ходе постиндустриализации, связанная с массовым производством кастомизированных товаров и услуг. Рамочно представлены перспективы роста и развития трансакционных индустрий в условиях постиндустриализации в сферах государственного управления, устойчивого развития территориальных образований и развития инновационных наукоемких бизнес-услуг трансакционного типа.

Ключевые слова: экономический анализ, трансакционное развитие, постиндустриализация, сфера услуг, институциональная экономика

Список литературы:

  1. Best S., Kellner D. The Postmodern Turn. New York, Guilford Press, 1997, 306 p.
  2. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. A Venture in Social Forecasting. New York, Basic Books, 1973, 507 p.
  3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 2004. 788 с.
  4. Brzezinski Z. Between Two Ages: America's Role in the Technetronic Era. New York, Viking Press, 1970, 355 р.
  5. Бодрунов С.Д. Реиндустриализация экономики и проблема импортозамещения: роль и задачи информационной индустрии // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2015. № 4. С. 127–132.
  6. Марущак И.В. Трансакционная инфраструктура экономики: эволюция концепций и синтез определения // Journal of Economic Regulation. 2017. Т. 8. № 1. С. 52–63.
  7. Фролов Д.П. Парадокс трансакционных издержек // Экономист. 2011. № 5. С. 75–85.
  8. Корнейчук Б. Теоретические и идеологические основы доктрины «новой индустриализации» // Вопросы экономики. 2014. № 3. С. 141–149.
  9. Губанов С.С. Державный прорыв. Неоиндустриализация России и вертикальная интеграция. М.: Книжный мир, 2012. 224 с.
  10. Погосов И.А., Соколовская Е.А. Соотношение производства товаров и услуг как одно из равновесий современного национального производства. М.: Институт экономики РАН, 2013. 45 с.
  11. Tilton T.A., Bell D. Dialogue: The Next Stage of History. Social Research, 1973, vol. 40, p. 747.
  12. Горкин А.П. География постиндустриальной промышленности (методология и результаты исследований, 1973–2012 годы). Смоленск: Ойкумена, 2012. 348 с.
  13. Лободанова Д. Стратегии развития старопромышленных городов // Вопросы экономики. 2014. № 4. С. 56–76.
  14. Хейфец Б.А. Трансрегиональное переформатирование глобального экономического пространства. Вызовы для России. М.: Институт экономики РАН, 2016. 86 с.
  15. Katouzian M.A. The Development of the Service Sector: A New Approach. Oxford Economic Papers, 1970, vol. 22, no. 3, pp. 362–382.
  16. Иншаков О.В., Фесюн А.В. Индустрия как форма утверждения, распространения и господства хозяйственного уклада в экономике // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3: Экономика, экология. 2014. № 2. С. 44–53.
  17. Baines T., Lightfoot H., Benedettini O., Kay J.M. The servitization of manufacturing: A review of literature and reflection on future challenges. Journal of Manufacturing Technology Management, 2009, vol. 20, no. 5, pp. 547–567.
  18. Baines T., Lightfoot H. Made to Serve: How Manufacturers Can Compete Through Servitization and Product Service Systems. Wiley, 2013, 270 р.
  19. Baines T., Lightfoot H., Smart P., Fletcher S. Servitization of Manufacture: Exploring the Deployment and Skills of People Critical to the Delivery of Advanced Services. Journal of Manufacturing Technology Management, 2013, vol. 24, iss. 4, pp. 637–646. doi: 10.1108/17410381311327431
  20. Mathieu V. Service Strategies within the Manufacturing Sector: Benefits, Costs and Partnership. International Journal of Service Industry Management, 2001, vol. 12, iss. 5, pp. 451–475. doi: 10.1108/EUM0000000006093
  21. Visnjic Kastalli I., Van Looy B., Neely A. Steering Manufacturing Firms Towards Service Business Model Innovation. California Management Review, 2013, vol. 56, iss. 1, pp. 100–123. doi: 10.1525/cmr.2013.56.1.100
  22. Daniels P.W., Bryson J.R. Manufacturing Services and Servicing Manufacturing: Changing Forms of Production in Advanced Capitalist Economies. Urban Studies, 2002, vol. 39, iss. 5-6, pp. 977–991.
  23. Ferkiss V. Daniel Bell's Concept of Post-Industrial Society: Theory, Myth, and Ideology. Political Science Reviewer, 1979, vol. 9, no. 1, pp. 61–102.
  24. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. III. Кн. III. Процесс капиталистического производства, взятый в целом. Ч. 2 // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 25. Ч. II. М.: Госполитиздат, 1962. 552 с.
  25. Сухарев О.С. «Новые-старые» задачи по управлению промышленностью на современном этапе // Учет. Анализ. Аудит. 2016. № 3. С. 7–23.
  26. Eichengreen B., Gupta P. The Two Waves of Service-Sector Growth. Oxford Economic Papers, 2013, vol. 65, iss. 1, pp. 96–123. doi: 10.1093/oep/gpr059
  27. Tregenna F. A New Theoretical Analysis of Deindustrialization. Cambridge Journal of Economics, 2014, vol. 38, no. 6, pp. 1373–1390. doi: 10.1093/cje/bet029
  28. Pisano G.P., Shih W.C. Does America Really Need Manufacturing? Harvard Business Review, 2012, vol. 90, no. 3, pp. 94–102.
  29. Austen M., Allchin C. Modular Financial Services: The New Shape of the Industry. URL: Link- industry/
  30. Spence M., Hlatshwayo S. The Evolving Structure of the American Economy and the Employment Challenge. Comparative Economic Studies, 2012, vol. 54, no. 4, pp. 703–738.
  31. Fortunato V.C.R., Giraldi J.M.E., de Oliveira J.H.C. A Review of Studies on Neuromarketing: Practical Results, Techniques, Contributions and Limitations. Journal of Management Research, 2014, vol. 6, no. 2, pp. 201–220.
  32. Ariely D., Berns G.S. Neuromarketing: The Hope and Hype of Neuroimaging in Business. Nature Reviews Neuroscience, 2010, vol. 11, no. 4, pp. 284–292.
  33. Капелюшников Р.И. Поведенческая экономика и новый патернализм. М.: НИУ ВШЭ, 2013. 76 с.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 23, вып. 3, март 2024

Другие номера журнала