+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Экономический анализ: теория и практика»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Комплементарный и ресурсный подходы к обоснованию синергетического эффекта слияний и поглощений

т. 16, вып. 9, сентябрь 2017

PDF  PDF-версия статьи

Получена: 14.08.2017

Получена в доработанном виде: 22.08.2017

Одобрена: 05.09.2017

Доступна онлайн: 29.09.2017

Рубрика: ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИЗНЕСА

Коды JEL: G32, G34, L25

Страницы: 1678–1695

https://doi.org/10.24891/ea.16.9.1678

Иванов А.Е. кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, Южно-Уральский государственный университет, советник генерального директора, ООО «Аудиторская фирма «Авуар», Челябинск, Российская Федерация 
ivanov.chel@list.ru

Предмет. Мировой рынок слияний и поглощений в последние годы переживает фазу бурного роста. Одной из причин осуществления стратегии роста через приобретение контроля над другой компанией наиболее часто называют возможность достижения синергетического эффекта. В статье рассмотрен генезис исследований синергетических эффектов слияний и поглощений в современном стратегическом менеджменте.
Цели. Развитие теоретических положений в области управления слияниями и поглощениями в части исследования синергетического эффекта.
Методология. Использовались общенаучные методы исследования, такие как анализ, синтез, дедукция, индукция, восхождение от абстрактного к конкретному. Теоретическую и информационную основу исследования составили статьи и монографии отечественных и зарубежных ученых, посвященные слияниям и поглощениям.
Результаты. Проведенный анализ литературных источников позволил выявить два концептуальных подхода к определению природы синергетического эффекта слияний и поглощений, сформировавшиеся за годы исследований феномена синергии в интеграционных сделках: комплементарный, предполагающий, что синергетический эффект проистекает из совместного использования взаимодополняющих ресурсов, имеющихся в распоряжении объединившихся компаний, что приводит к большей отдаче от всех доступных ресурсов, и ресурсный, постулирующий, что природа синергетического эффекта заключается в использовании дефицитных (уникальных) ресурсов объединившихся компаний, что приводит к большей отдаче от ресурсов, генерирующих сверхприбыли. При этом хозяйственная практика доказывает возможность получения синергетического эффекта от одновременного использования уникальных и комплементарных ресурсов объединившихся компаний.
Выводы. Выявленные концептуальные подходы к обоснованию возможности достижения синергетических эффектов слияний и поглощений не являются взаимоисключающими, так как ориентация только на один из них при планировании сделки может привести к неполному достижению потенциального синергетического эффекта, следовательно, механизм формирования синергетического эффекта слияний и поглощений нуждается в обосновании на основе синтеза положений ресурсного и комплементарного подходов.

Ключевые слова: слияния и поглощения, интеграция, синергия, синергетический эффект

Список литературы:

  1. Mandelker G. Risk and Return: The Case of Merging Firms. Journal of Financial Economics, 1974, vol. 1, iss. 4, pp. 303–335. doi: 10.1016/0304-405X(74)90012-9
  2. Ellert J.C. Mergers, Antitrust Law Enforcement and Stockholder Returns. Journal of Finance, 1976, vol. 31, iss. 2, pp. 715–732. doi: 10.1111/j.1540-6261.1976.tb01916.x
  3. Dodd P., Ruback R. Tender Offers and Stockholder Returns: An Empirical Analysis. Journal of Financial Economics, 1977, vol. 5, no. 3, pp. 351–373.
  4. Kummer D.R., Hoffmeister J.R. Valuation Consequences of Cash Tender Offers. Journal of Finance, 1978, vol. 33, no. 2, pp. 505–516.
  5. Bradley M. Interfirm Tender Offers and the Market for Corporate Control. Journal of Business, 1980, vol. 53, no. 4, pp. 345–376. doi: 10.1086/296114
  6. Bradley M., Desai A., Kim E.H. The Rationale Behind Interfirm Tender Offers: Information or Synergy? Journal of Financial Economics, 1983, vol. 11, iss. 1-4, pp. 183–206. doi: 10.1016/0304-405X(83)90010-7
  7. Singh H., Montgomery C. Corporate Acquisition Strategies and Economic Performance. Strategic Management Journal, 1987, vol. 8, iss. 4, pp. 377–386. doi: 10.1002/smj.4250080407
  8. Lubatkin M. Mergers and the Performance of the Acquiring Firm. Academy of Management Review, 1983, vol. 8, no. 2, pp. 218–225. doi: 10.2307/257748
  9. Lubatkin M. Merger Strategies and Stockholder Value. Strategic Management Journal, 1987, vol. 8, iss. 1, pp. 39–53. doi: 10.1002/smj.4250080105
  10. Seth A. Value Creation in Acquisitions: A Re-examination of Performance Issues. Strategic Management Journal, 1990, vol. 11, iss. 2, pp. 99–115. doi: 10.1002/smj.4250110203
  11. Trautwein F. Merger Motives and Merger Prescriptions. Strategic Management Journal, 1990, vol. 11, no. 4, pp. 283–295.
  12. Farrell J., Shapiro C. Horizontal Mergers: An Equilibrium Analysis. American Economic Review, 1990, vol. 80, no. 1, pp. 107–126.
  13. Farrell J., Shapiro C. Scale Economies and Synergies in Horizontal Merger Analysis. Antitrust Law Journal, 2001, vol. 68, pp. 685–710.
  14. Иванов А.Е. Генезис синергетического подхода в исследованиях слияний и поглощений: развенчание главного мифа о синергии // Финансы и кредит. 2013. № 42. С. 69–78.
  15. Эванс Ф.Ч., Бишоп Д.М. Оценка компаний при слияниях и поглощениях: cоздание стоимости в частных компаниях. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. 332 с.
  16. Edgeworth F.Y. Mathematical Psychics: An Essay on the Application of Mathematics to the Moral Sciences. London, C. Kegan Paul & Co., 1881, 150 p.
  17. Teece D.J. Profiting from Technological Innovation: Implications for Integration, Collaboration, Licensing and Public Policy. Research Policy, 1986, vol. 15, iss. 6, pp. 285–305. doi: 10.1016/0048-7333(86)90027-2
  18. Milgrom P., Roberts J. The Economics of Modern Manufacturing: Technology, Strategy and Organization. The American Economic Review, 1990, vol. 80, no. 3, pp. 511–528.
  19. Milgrom P., Roberts J. Complementarities and Fit: Strategy, Structure, and Organizational Change in Manufacturing. Journal of Accounting and Economics, 1995, vol. 19, iss. 2-3, pp. 179–208.
  20. Ansoff I. Corporate Strategy. New York, McGraw-Hill, 1965, 241 p.
  21. Кемпбелл Э., Лачс К. Стратегический синергизм. СПб.: Питер, 2004. 416 с.
  22. Maslow A.H. Synergy in the Society and in the Individual. Journal of Individual Psychology, 1964, vol. 20, no. 2, pp. 153–164.
  23. Портер М.Е. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 714 с.
  24. Kanter R.M. When Giants Learn to Dance: Mastering the Challenges of Strategy, Management and Careers in the 1990s. London, Simon&Schuster, 1989, 416 p.
  25. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1985. 327 с.
  26. Linn S., Rozeff M. The Effect of Voluntary Spin-offs on Stock Prices: The Anergy Hypothesis. Advances in Financial Planning and Forecasting, 1985, vol. 1(1), pp. 265–291.
  27. Ennen E., Richter A. The Whole is More than the Sum of its Parts – or is It? A Review of the Empirical Literature on Complementarities in Organizations. Journal of Management, 2010, vol. 36, no. 1. doi: 10.1177/0149206309350083
  28. Chatterjee S. Types of Synergy and Economic Value: The Impact of Acquisitions on Merging and Rival Firms. Strategic Management Journal, 1986, vol. 7, iss. 2, pp. 119–139. doi: 10.1002/smj.4250070203
  29. Andrews K.R. The Concept of Corporate Strategy. Homewood, Dow-Jones-Irwin, 1971, 245 p.
  30. Penrose E.T. The Theory of the Growth of the Firm. Oxford, Basil Blackwell, 1959, 272 p.
  31. Клейнер Г.Б. Ресурсная теория системной организации экономики // Российский журнал менеджмента. 2011. № 3. С. 3–28.
  32. Wernerfelt B. A Resource-based View of the Firm. Strategic Management Journal, 1984, vol. 5, iss. 2, pp. 171–180.
  33. Itami H., Roehl T. Mobilizing Invisible Assets. Cambridge, MA, Harvard University Press, 1987, 200 p.
  34. Prahalad C.K., Hamel G. The Core Competence of the Corporation. Harvard Business Review, 1990, vol. 68, no. 3, pp. 79–91.
  35. Prahalad C.K., Bettis R.A. The Dominant Logic: a New Linkage between Diversity and Performance. Strategic Management Journal, 1986, vol. 7, iss. 6, pp. 485–501. doi: 10.1002/smj.4250070602
  36. Ким Чан В., Моборн Р. Стратегия голубого океана. Как найти или создать рынок, свободный от других игроков. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 336 c.
  37. Barney J.B. Returns to Bidding Firms in Mergers and Acquisitions: Reconsidering the Relatedness Hypothesis. Strategic Management Journal, 1988, vol. 9, iss. S1, pp. 71–78. doi: 10.1002/smj.4250090708
  38. Barney J.B. Firm Resources and Sustained Competitive Advantage. Journal of Management, 1991, vol. 17, iss. 1, pp. 99–120. doi: 10.1177/014920639101700108
  39. Barney J.B. Gaining and Sustaining Competitive Advantage. Pearson, 2010, 512 p.
  40. Foss N.J., Iversen M. Promoting Synergies in Multiproduct Firms: Toward a Resource-based View. Copenhagen Business School IVS/CBS Working Papers, 1997, no. 97-12.
  41. Iversen M. Competitive Advantage through Intrafirm Synergies. URL: Link
  42. Iversen M. Synergies and Sustainable Competitive Advantage. URL: Link
  43. Markides C.C., Williamson P.J. Related Diversification, Core Competences and Corporate Performance. Strategic Management Journal, 1994, vol. 15, iss. S2, pp. 149–165. doi: 10.1002/smj.4250151010
  44. Ендовицкий Д.А., Любушин Н.П., Бабичева Н.Э. Ресурсоориентированный экономический анализ: теория, методология, практика // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 38. С. 2–8.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 23, вып. 3, март 2024

Другие номера журнала