«Экономический анализ: теория и практика»
 

Реферирование и индексирование

Russian Science Citation Index
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Концепция клиентского капитала в интегрированной отчетности: анализ теоретических основ

Журнал «Экономический анализ: теория и практика»
т. 16, вып. 11, ноябрь 2017

Получена: 11.10.2017

Получена в доработанном виде: 23.10.2017

Одобрена: 03.11.2017

Доступна онлайн: 29.11.2017

Рубрика: АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-РЕПУТАЦИОННОГО КАПИТАЛА

Коды JEL: M40, M41

Страницы: 2098–2110

https://doi.org/10.24891/ea.16.11.2098

Плотников В.С. доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, финансов и учета, Севастопольский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Севастополь, Российская Федерация vcplotnikov@yandex.ru

Азракулиев З.М. кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита, Дагестанский государственный аграрный университет им. М.М. Джамбулатова, Махачкала, Российская Федерация azrakulievzamir@mail.ru

Предмет. Концепция интегрированной отчетности, обеспечивающая признание клиентского капитала в качестве актива и определяющая круг клиентов и сегменты рынка, в которых компания собирается осуществлять свою клиентообразующую деятельность. Клиентский капитал рассматривается в качестве включаемого в оценку стоимости бизнеса при принятии решений о привлекательности вложений инвесторами в компанию.
Цели. Исследование учетного отражения и оценки клиентообразующей деятельности, формирующей запас стоимости клиентского капитала, что повышает роль бизнес-анализа и бизнес-учета в информационном обеспечении различных групп стейкхолдеров.
Методология. В основе методологии исследования – теория спроса и предложений, теория трансакционных издержек, экономическая позитивная теория и экономическое искусство, международная концепция интегрированной отчетности, позволившие обосновать выдвинутые гипотезы в бизнес-учете клиентского капитала.
Результаты. Для обоснования методологии бизнес-учета клиентского капитала были выдвинуты следующие гипотезы: клиентский капитал является неидентифицируемым активом организации и должен быть признан в качестве отдельного элемента стоимости запасов капиталов компании; трансакционные издержки клиентообразующей деятельности должны быть капитализированы и составлять основную оценку клиентского капитала; основная задача бизнес-анализа и бизнес-учета заключается в информационном обеспечении стейкхолдеров для понимания показателей удовлетворения клиентов; остаточная стоимость клиентского капитала отражает изменение его стоимости во времени отдельных отчетных периодов.
Выводы. Дано определение клиентского капитала, имеющего методологическое значение в организации моделей бизнес-анализа и бизнес-учета: это неосязаемый ресурс компании, имеющий место в стоимости запасов капиталов и отражаемый в структуре интегрированного отчета в качестве отдельного элемента ввиду его неидентифицируемости с другими активами. Первоначальной стоимостью этого капитала признаются капитализируемые трансакционные издержки клиентообразующей деятельности, остаточная отражает изменение стоимости его запаса, либо его рост, либо обесценение. Последнее возмещается финансовыми вложениями в клиентообразующую деятельность.

Ключевые слова: бизнес-учет, интегрированная отчетность, клиентский капитал, клиентообразующая деятельность, удовлетворение потребностей клиента

Список литературы:

  1. Фуруботн Э., Рихтер Р. Институты и экономическая теория: достижения новой институциональной экономической теории. СПб.: СПбГУ, 2005. 701 с.
  2. Кейнс Дж.М. Предмет и метод политической экономии. М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. 278 с.
  3. Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Экономика. М.: Вильямс, 2008. 1360 с.
  4. Winch P. The Idea of a Social Science and its Relation to Philosophy. London, Routledge, 1958.
  5. Философия экономики. Антология / под ред. Д. Хаусмана. М.: Институт Гайдара, 2012. 520 с.
  6. Фридмен М., Сэвидж Л.Дж. Анализ полезности при выборе среди альтернатив, предполагающих риск // Теория потребительского поведения и спроса. Спб.: Экономическая школа, 1993. С. 209–230.
  7. Поляк Б.Т., Грязина Е.Н., Тремба А.А. Современное состояние метода D-разбиения // Автоматика и телемеханика. 2008. № 11. С. 3–40.
  8. Coase R.H. The Nature of the Firm. Economica, New Series, 1937, vol. 4, no. 16, pp. 386–405.
  9. Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, отношенческая контрактация. СПб.: Лениздат; CEV Press, 1996. 702 с.
  10. Палий В.Ф. Определение предмета бухгалтерского учета // Бухгалтерский учет. 2012. № 5. С. 95–98.
  11. Simon H., Archibald G.C. Discussion. The American Economic Review, 1963, vol. 53, no. 2, pp. 227–236.
  12. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М.: Олимп-бизнес, 2014. 320 с.
  13. Плотников В.С., Плотникова О.В. Бизнес-учет и интегрированная отчетность // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 13. С. 25–34.
  14. Плотников В.С., Плотникова О.В. Концепция подготовки финансовой отчетности: концепция консолидированной финансовой отчетности и Международная Концепция интегрированной отчетности // Аудитор. 2014. № 10. С. 42–50.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 16, вып. 11, ноябрь 2017

Другие номера журнала