«Экономический анализ: теория и практика»
 

Реферирование и индексирование

Russian Science Citation Index
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Экономические аспекты военного авиастроения

Журнал «Экономический анализ: теория и практика»
т. 17, вып. 4, апрель 2018

Получена: 13.02.2018

Получена в доработанном виде: 12.03.2018

Одобрена: 22.03.2018

Доступна онлайн: 27.04.2018

Рубрика: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Коды JEL: G34, L19, L93, O33, O57

Страницы: 600–613

https://doi.org/10.24891/ea.17.4.600

Соболев Л.Б. доктор технических наук, профессор кафедры экономики инноваций и управления проектами, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва, Российская Федерация 
sobolevLB@yandex.ru

ORCID id: отсутствует
SPIN-код: 7442-7216

Предмет. Анализируются экономические аспекты военного самолетостроения: объем мирового рынка, сегментация рынка, основные производители, выручка основных производителей военной авиации и др. Анализ проведен на основе ежегодных отчетов компаний, данных ежегодного рейтинга мировых производителей вооружений, составленного Стокгольмским институтом исследования проблем мира (SIPRI), ежегодного рейтинга аэрокосмических корпораций журнала Flight International и публикаций в открытой печати. Показано, что военные самолетостроительные подрядчики, не имеющие сильных гражданских самолетостроительных сегментов (Lockheed Martin, Dassault, SAAB), достигают стабильности и даже небольшого роста общей выручки за счет инноваций и глубокой диверсификации своей продукции, компенсируя падение выручки на одних направлениях ростом выручки на других.
Цели. Исследование экономической эффективности военного самолетостроения России в условиях слабости гражданского сегмента, экономических санкций и бюджетных ограничений.
Методология. Методика исследования построена на сравнительном анализе результатов деятельности ведущих мировых самолетостроительных компаний и выявлении трендов развития военных сегментов этих компаний.
Результаты. Проведенный анализ показал, что российское военное авиастроение находится в целом на мировом уровне, уступая в техническом плане США в серийном производстве многофункционального истребителя пятого поколения (Т-50) и военной электронике, а в экономическом плане – в эффективности производства и производительности труда. Вместе с тем у ведущих зарубежных авиастроительных компаний эффективность производства военной авиации увеличивается с ростом доли гражданской продукции и диверсификации производства.
Выводы. Расширение доли рынка военной авиации связано с внедрением в серийное производство самолетов пятого поколения, использованием «эффекта масштаба» для снижения себестоимости продукции, а также расширения номенклатуры предлагаемой продукции за счет военной электроники, информационных систем и участия в космических проектах.

Ключевые слова: военное авиастроение, сегментация, диверсификация, экспорт военной авиационной техники

Список литературы:

  1. Соболев Л.Б. Большая миссия малой авиации // Экономический анализ: теория и практика. 2016. № 3. С. 4–16. URL: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bolshaya-missiya-maloy-aviatsii
  2. Соболев Л.Б. Транспортная авиация России // Экономический анализ: теория и практика. 2017. Т. 16. Вып. 12. С. 2347–2360. URL: https://doi.org/10.24891/ea.16.12.2347
  3. Соболев Л.Б. Региональная авиация России // Экономический анализ: теория и практика. 2018. Т. 17. Вып. 1. С. 99–115. URL: https://doi.org/10.24891/ea.17.1.99
  4. Федорович В.А., Муравник В.Б., Бочкарев О.И. США: военная экономика (организация и управление). М.: Международные отношения, 2013. 618 c.
  5. Григорьев А. Авиационная промышленность США // Зарубежное военное обозрение. 2012. № 11. С. 56–64.
  6. Поярков А.А. Реформирование военной экономики США // Вопросы экономических наук. 2007. № 4. С. 113–117.
  7. Варшавский А.Е., Дубинина М.Г. Синергия производства военной и гражданской продукции (на примере авиационной промышленности) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. Т. 13. № 1. С. 20–33. URL: https://doi.org/10.24891/ni.13.1.20
  8. Кашин В.Б. Структурная реформа китайского авиапрома в 2008–2012 гг. и его выход на мировой рынок // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2012. № 17. С. 322–335.
  9. Таштамиров М.Р. Милитаризация страны как фактор экономического развития // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 9. С. 36–40.
  10. Ершов М.В., Татузов В.Ю., Танасова А.С. Федеральный бюджет РФ на 2015–2017 годы: насколько обоснован оптимизм? // Аналитический банковский журнал. 2014. № 12. С. 44–47.
  11. Макиенко К.В. Российский авиапром: итоги реформ и перспективы развития. URL: http://obsfr.ru/uploads/media/Makienko_Policy_paperRU_bez_otstupa.pdf
  12. Ревенко Н.С. Экономические аспекты военно-технического сотрудничества России со странами Азии и Ближнего Востока // Российский внешнеэкономический вестник. 2017. № 9. С. 59–72.
  13. Зайко А. Наполовину мирная компания // Эксперт. 2011. № 39. С. 48–52.
  14. Критская С.С., Клочков В.В. Анализ перспектив развития авиационной промышленности с учетом угрозы введения санкций против российской экономики // Национальные интересы, приоритеты и безопасность. 2014. № 40. С. 12–25.
  15. Даньшин А. Производство в США авиационной техники на экспорт // Зарубежное военное обозрение. 2012. № 9. С. 49–56.
  16. Зименков Р.И. Россия на мировом рынке вооружений в начале XXI в. // Российский внешнеэкономический вестник. 2008. № 1. С. 26–39.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 17, вып. 7, июль 2018

Другие номера журнала