«Международный бухгалтерский учёт»
 

Реферирование и индексирование

Russian Science Citation Index
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Опыт подготовки интегрированного отчета организацией российской системы высшего образования

Журнал «Международный бухгалтерский учет»
т. 21, вып. 1, январь 2018

Получена: 21.03.2017

Получена в доработанном виде: 19.11.2017

Одобрена: 01.12.2017

Доступна онлайн: 16.01.2018

Рубрика: ТРАНСФОРМАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Коды JEL: M4, M14

Страницы: 65–85

https://doi.org/10.24891/ia.21.1.65

Боронина Э.С. кандидат экономических наук, доцент кафедры корпоративного управления и финансов, Новосибирский государственный университет экономики и управления, Новосибирск, Российская Федерация 
ella.boronina@gmail.com

ORCID id: отсутствует
SPIN-код: 5690-1145

Тема. Глобализация, ожидания общества и вмешательство регулирующих органов делают публичную отчетность все более и более сложной. Требуется новая модель отчетности, которая помогла бы компаниям представлять информацию с максимальной эффективностью и поддерживать решения, обеспечивающие финансовую стабильность и устойчивую практику ведения бизнеса.
Цели. Раскрытие значимых аспектов формирования интегрированного отчета образовательной организации на основе выделения ключевых капиталов бизнес-модели организации и определения параметров оценки капиталов, предлагаемых для раскрытия, с учетом потребностей разных групп стейкхолдеров.
Методология. Исследование проведено на основе работ специалистов в области теории и практики бухгалтерского учета и формирования отчетности, современных работ авторов по вопросам управления, учета и отражения в отчетности нематериальных активов, а также по вопросам определения бизнес-модели учреждений высшего образования в условиях инновационного развития экономики. Методология исследования основана на системном подходе, что позволило определять взаимосвязи элементов внутри системы. Использовались методы дедукции, индукции, сравнения и аналогии.
Результаты. Внесены предложения по раскрытию информации в интегрированном отчете вуза. Определены элементы капитала образовательной организации и подход к описанию бизнес-модели организации. Сформированы основные элементы информационно-аналитической базы для подготовки интегрированного отчета образовательной организацией, отвечающие требованиям к отчетности GRI G4 и требованиям Стандарта интегрированной отчетности. Результаты статьи могут быть полезны для организаций российской системы высшего образования при подготовке публичных нефинансовых отчетов о деятельности, таких как Интегрированный отчет или Отчет в области устойчивого развития.
Выводы. Выявлена проблема, связанная с невозможностью удовлетворения запросов разнообразных стейкхолдеров на основании современных отчетных форм о деятельности организаций. Интегрированный отчет вуза обеспечивает объединение разрозненной публичной информации об образовательной организации финансового и нефинансового характера в едином отчете, который отвечает разнонаправленным интересам заинтересованных сторон. Развитие методологии формирования интегрированных отчетных форм обусловливает необходимость развития и совершенствования подходов к отражению информации о деятельности организации в бухгалтерском, статистическом и управленческом учете. Это делает необходимым перевод учетно-информационной модели системы управления образовательной организацией на качественно новый уровень.

Ключевые слова: интегрированная отчетность, образовательная организация, интеллектуальный капитал

Список литературы:

  1. Сливотски А. Миграция ценности. Что будет с вашим бизнесом послезавтра? М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006. 432 с.
  2. Юлдашева О.У., Орехов Д.Б. Методология бизнес-моделирования: построение стратегических сетей // Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2014. № 1. URL: http://vestnik-ku.ru/articles/2014/1/en/5.pdf
  3. Юлдашева О.У, Никифорова С.В., Полонский С.Ю. Методология организации бизнеса на основе цепочки по созданию потребительской ценности // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. 2007. Вып. 2. C. 32–47.
  4. Гроув Э. Выживают только параноики. Как использовать кризисные периоды, с которыми сталкивается компания / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2003. 200 с.
  5. Шилина М.Г. Теория коммуникации и актуальный философский дискурс. М.: Лаборатория бизнес-коммуникаций, 2011. 29 с.
  6. Никитенко А.А. Интерактивность, мультимедийность, гипертекстуальность как детерминирующие типологические признаки сетевых изданий // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2009. № 1. С. 159–166.
  7. Южанинова Е.Р. Закономерности развития ценностной системы личности в диалектике реального и виртуального / Социально-гуманитарные науки: проблемы и пути решения в условиях современного общества: монография. Ставрополь: Логос, 2013. Книга 2. С. 28–47.
  8. Южанинова Е.Р. Аксиосфера интернета и ее морфология // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 1. С. 80–86.
  9. Глинский В.В. Статистические методы поддержки управленческих решений. Новосибирск: НГУЭУ, 2008. 256 c.
  10. Шачнев А.А. Экономические особенности категории «гудвилл» как объекта управления промышленным предприятием. В кн.: Стратегическое управление предприятиями, организациями и регионами: сборник научных трудов IV Всероссийской научно-практической конференции. Пенза: РИО ПГСХА, 2010. С. 135–140.
  11. Шачнев А.А. Классификация гудвилла в системе управления предприятием. В кн.: Социально-экономическое развитие регионов и конкурентоспособность предприятий: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. Пенза: РИО ПГСХА, 2010. С. 226–231.
  12. Субботина И.Ю. Трудовые ресурсы в системе «человек – производство»: идентификация, кастинг, интеллектуализация на основе компетентностного подхода // Инженерный вестник Дона: электронный научно-инновационный журнал. 2012. № 1. URL: http://www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2012/660
  13. Есенбаева А.А., Лапаева М.Г. Интеллектуальная собственность вуза // Вестник ОГУ. 2012. № 13. С. 123–125.
  14. Ромашкина Р.К. Оценка стоимости объектов интеллектуальной собственности вузов // Вестник НГУЭУ. 2009. № 1. С. 33–41.
  15. Никифорова Л.Е. Стратегическое управление инновациями на основе развития интеллектуального капитала / под общ. ред. д.э.н., проф. Н.В. Фадейкиной. Новосибирск: САФБД, 2010. 450 с.
  16. Маковеева В.В., Никифорова Л.Е. Концептуальный подход к развитию интеграции образования, науки и производства на основе сетевого взаимодействия при выполнении вузом роли метацентра // Сибирская финансовая школа. 2013. № 2. С. 101–107.
  17. Маковеева В.В. Современные тенденции развития высшей школы в России // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 368. С. 104–107.
  18. Домбровская Е.Н. Стейкхолдерский подход в учетно-информационном обеспечении управления государственными предприятиями // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. № 41. С. 14–19.
  19. Иващенко Н., Энговатова А., Коростылева И. Трансформация отечественных вузов в предпринимательские: логика пути // Экономические стратегии. 2014. № 8. С. 130–135.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-9381 (Online)
ISSN 2073-5081 (Print)

Свежий номер журнала

т. 21, вып. 2, февраль 2018

Другие номера журнала