«Национальные интересы: приоритеты и безопасность»
 

Реферирование и индексирование

Russian Science Citation Index
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Военный и гражданский космос

Журнал «Национальные интересы: приоритеты и безопасность»
т. 13, вып. 7, июль 2017

Получена: 25.04.2017

Получена в доработанном виде: 23.05.2017

Одобрена: 19.06.2017

Доступна онлайн: 27.07.2017

Рубрика: Приоритеты России

Коды JEL: G34, L19, L93, O33, O57

Страницы: 1200–1213

https://doi.org/10.24891/ni.13.7.1200

Соболев Л.Б. доктор технических наук, профессор кафедры экономики инноваций и управления проектами, Московский авиационный институт, Москва, Российская Федерация sobolevLB@yandex.ru

Предмет. В статье проведен анализ мирового космического рынка за 2015 г., его сегментация и оценка положения ведущих компаний – производителей космической техники Запада и России в различных сегментах. Известно, что околоземное пространство, называемое еще «ближним космосом», имеет как военное, так и гражданское применение. В США и странах ЕС космическая индустрия все больше переходит к независимым частным компаниям, ведущим жесткую конкурентную борьбу за сферы влияния. В России в связи с заметным отставанием в ряде сегментов космического рынка проводится консолидация космической отрасли России в виде госкорпорации (ассоциированной структуры) «Роскосмос» и Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК). Эта структура выступает как заказчиком, так и исполнителем работ.
Цели. Повышение экономической эффективности российской ракетно-космической промышленности (РКП) за счет использования опыта структурного построения компаний – мировых лидеров космической индустрии в виде 3–5 бизнес-сегментов, конкурирующих одновременно на нескольких рынках (не обязательно космических).
Методология. Сравнительный анализ деятельности ведущих зарубежных и российских компаний, занимающихся разработкой и производством ракетно-космической техники (РКТ). Подведение итогов и выработка рекомендаций.
Результаты. Проведенный анализ показал, что российские компании РКП пошли по традиционному для России пути создания объединенной корпорации «Роскосмос-ОРКК», то есть простому «собиранию активов». В то же время ограниченность финансовых ресурсов, потребность внутреннего рынка в широком спектре высокотехнологичной продукции (в том числе в рамках импортозамещения) подталкивает российские компании РКП к поиску более гибких форм кооперации, характерных для космических компаний Запада.
Выводы. В условиях усиления конкуренции на мировом космическом рынке необходимо искать оптимальные формы интеграции как в рамках объединенных корпораций, так и отдельных бизнес-сегментов, и развивать внутреннюю конкуренцию в стране.

Ключевые слова: космос, ракетно-космическая промышленность, реструктуризация, бизнес-сегмент, диверсификация

Список литературы:

  1. Степанов А.С. Военная космическая программа США: проблемы и перспективы // Россия и Америка в ХХI веке. 2014. № 2. С. 4–5. URL: http://rusus.ru/?act=read&id=409
  2. Лукшин Б.С. Развитие военно-космических программ США в контексте реализации доктрины глобального доминирования // Россия и Америка в ХХI веке. 2009. № 1. С. 7–8. URL: http://rusus.ru/?act=read&id=131
  3. Данилина М.В., Литвинов А.Н., Крупенков В.В. Сравнительный анализ космических программ России, США и Китая // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. С. 302–304. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14875
  4. Павлов Н.В. Перспективы спутниковых навигационных систем // Авиационные системы. 2016. № 6. С. 28–37.
  5. Крылов А. Космическая деятельность России, США, Китая и Индии // Технологии и средства связи. 2011. № 6. С. 52–54.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-875X (Online)
ISSN 2073-2872 (Print)

Свежий номер журнала

т. 13, вып. 11, ноябрь 2017

Другие номера журнала