Предмет. Ужесточение экологического законодательства в сфере авиационных перевозок, а также поиски путей снижения энергозависимости от стран – экспортеров нефти и нефтепродуктов активизировали в последние 10 лет исследования и разработки в области использования альтернативных видов авиатоплива, которые проводятся как в рамках корпоративных исследовательских программ крупнейших авиастроительных концернов, так и с привлечением более широкого экспертного сообщества. Цели. Анализ перспективных трендов инновационного развития авиастроительной отрасли и обобщение результатов международных отраслевых и корпоративных исследовательских программ по повышению энергоэффективности и разработке альтернативных видов авиационного топлива, представленных в открытых источниках. Методология. В работе использованы методы библиографического, сравнительного и статистического анализа, а также метод множественного кейс-стади. Информационной базой исследования послужили отчеты Международной организации гражданской авиации, Международной ассоциации воздушного транспорта, Международного Совета по чистому транспорту, международной ассоциации Air Transport Action Group, итоговые обзорные отчеты 7-й Рамочной Программы ЕС, а также труды зарубежных ученых. Результаты. Наиболее проработанными вариантами замены традиционного авиатоплива в настоящее время являются образцы, произведенные по технологии Фишера – Тропша, и биотопливо, полученное путем гидропроцессинга из масличных культур. Проекты европейских и американских научных коллективов по использованию в качестве альтернативного авиационного топлива сжиженного водорода пока находятся на стадии лабораторных исследований. Исследования по переводу самолетов на использование электричества в качестве частичной или полной замены традиционному топливу находятся на стадии концептуального моделирования. Область применения результатов. Полученные результаты могут использоваться для разработки и коррекции государственных программ стимулирования исследований и разработок в области авиастроения.
Hileman I.J., Stratton W.R., Donohoo E.P. Energy content and alternative jet fuel viability // Journal of Propulsion and Power. 2010. Vol. 26. Iss. 6. P. 1184–1195. URL: Link
Pucher G., Allan W., LaViolette M. Emissions from a gas turbine sector rig operated with synthetic aviation and biodiesel fuel // Journal of Engineering for Gas Turbines and Power. 2011. Vol. 133. Iss. 11. P. 111502-1–111502-8. URL: Link
Yilmaz N., Atmanli A. Sustainable alternative fuels in aviation // Energy. 2017. No. 140. Part 2. P. 1378–1376. URL: Link
Trivedi P., Olcay H., Staples M.D., Withers M.R., Malina R., Barrett S.R.H. Energy return on investment for alternative jet fuels // Applied Energy. 2015. Vol. 141. P. 167–174. URL: Link
Ратнер С.В., Иосифов В.В. Формирование рынков энергетического машиностроения в Китае и Индии // Вестник УрФУ. Сер. Экономика и управление. 2013. № 3. С. 52–62.
Ратнер С.В., Иосифов В.В. Исследование закономерностей развития новых высокотехнологичных отраслей экономики в энергетической сфере // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 28. С. 25–32. URL: Link
Demirbas A. Green Energy and Technology: Biofuels: Securing the Planet's Future Energy Needs. Springer Verlag, 2009. P. 1–4.
Nigam P.S., Singh A. Production of liquid biofuels from renewable resources – review // Progress in Energy and Combustion Sciences. 2011. Vol. 37. Iss. 1. P. 52–68. URL: Link
Hari T.K., Yaakob Z., Binitha N.N. Aviation biofuels from renewable resources: routs, opportunities and challenges // Renewable and Sustainable Energy Reviews. 2015. Vol. 42. P. 1234–1244. URL: Link
Mahmudul H.M., Hagos F.Y., Mamat R., Adam A.A., Ishak W.F.W., Alenezi R. Production, characterization and performance of biodiesel as alternative fuel in diesel engines – A review // Renewable and Sustainable Energy Reviews. 2017. Vol. 72. P. 497–509. URL: Link
Hajjari M., Tabatabaei M., Aghbashlo M., Ghanavati H. A review on the prospects of sustainable biodiesel utilization // Renewable and Sustainable Energy Reviews. 2017. Vol. 72. P. 445–464. URL: Link
Guo F., Zhao J., Lusi A., Yang X. Life cycle assessment of microalgae-based aviation fuel: Influence of lipid content with specific productivity and nitrogen nutrient effects // Bioresource Technology. 2016. Vol. 221. P. 350–357. URL: Link
Mendez C.J., Parthasarathy R.N., Gollahalli S.R. Performance and emission characteristics of butanol/Jet A blends in a gas turbine engines // Applied Energy. 2014. Vol. 118. P. 135–140. URL: Link
Fu J., Yang C., Wu J., Zhuang J., Hou Z., Lu X. Direct production of aviation fuels from microalgae lipids in water // Fuel. 2015. Vol. 139. P. 678–683. URL: Link
Hileman J.I., Wong H.M., Ortiz D., Brown N., Maurice L., Rumizen M. The feasibility and potential environmental benefits of alternative fuels for commercial aviation. Proc. 26th International Congress of the Aeronautical Sciences. ICAS. 2008.
Winchester N., McConnachie D., Wollersheim C., Waitz I.A. Economic and emission impact of renewable fuel goals for aviation in the US // Transportation ResearchPart A: Policy and Practice. 2013. Vol. 58. P. 116–128. URL: Link
Kousoulidou M., Lonza L. Biofuels in aviation: fuel demand and CO2 emissions evolution in Europe toward 2030 // Transportation Research Part D: Transport and Environment. 2016. Vol. 46. P. 166–181. URL: Link
Schmidt M., Paul A., Cole M., Ploetner K.O. Challenges for ground operation arising from aircraft concepts using alternative energy // Journal of Air Transport Management. 2016. Vol. 56. Part B. P. 107–117. URL: Link