+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Региональная экономика: теория и практика»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Методика комплексной оценки развития конкуренции в регионе

т. 15, вып. 9, сентябрь 2017

PDF  PDF-версия статьи

Получена: 02.06.2017

Получена в доработанном виде: 16.06.2017

Одобрена: 26.06.2017

Доступна онлайн: 20.09.2017

Рубрика: РЕГИОН В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Коды JEL: D41, L16, L19, R52, R58

Страницы: 1598–1614

https://doi.org/10.24891/re.15.9.1598

Боброва В.В. доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой таможенного дела, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Российская Федерация 
bobrova1971@mail.ru

Корабейников И.Н. кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Российская Федерация 
igor.korabeynikov@mail.ru

Бантикова О.И. кандидат экономических наук, доцент кафедры математических методов и моделей в экономике, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Российская Федерация 
bantikova777@mail.ru

Предмет. Экономические, инвестиционные, организационные и иные отношения, возникающие в процессе развития конкуренции на социально значимых и приоритетных рынках региона.
Цели. Выявление региональных особенностей конкурентоспособного развития социально значимых и приоритетных рынков.
Методы. Основными методами работы стали социологическое исследование и количественная оценка полученных результатов. Проведение исследования осуществлено в соответствии со структурой пространственного и видового распределения экономических субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне.
Результаты. Предложена методика исследования оценки предпринимательским сообществом величины конкурентоспособного развития социально значимых рынков на основе комплексной оценки групп показателей по следующим направлениям исследования: характеристика бизнеса, оценка состояния конкуренции и конкурентной среды, оценка барьеров ведения предпринимательской деятельности. Определено, что спецификой авторской методики является комплексное изучение мнения представителей малого и среднего бизнеса региона об изменении условий конкурентоспособного развития социально значимых и приоритетных рынков на основе количественной оценки. Представлены особенности и факторы конкурентоспособного развития социально значимых и приоритетных рынков на региональном уровне. Предложены детерминанты и условия конкурентоспособного развития социально значимых рынков на мезоуровне. Показано, что к региональным особенностям конкурентоспособного развития социально значимых рынков относятся наличие дифференцированных административных барьеров входа на рынки, недостаточное развитие институтов предпринимательства, проблемы в отношениях с естественными монополиями, недостаточная информированность предпринимательского сообщества о возможностях ведения бизнеса и ряд других.
Выводы. На основании предложенной методики и проведенных социологических исследований были выделены факторы, которые, по мнению населения и бизнеса региона, оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на развитие конкуренции на социально значимых и приоритетных рынках. Материалы статьи могут быть полезны специалистам, занимающимся проблемами конкурентоспособного развития мезоэкономических рыночных систем.

Ключевые слова: особенности, конкурентоспособное развитие, социально значимые и приоритетные рынки, факторы, регион

Список литературы:

  1. Завьялова Т.А. Конкурентоспособность экономики: от оценки к методике // Креативная экономика. 2011. № 9. С. 10–15. URL: Link
  2. Маршалл А. Принципы политической экономии. М.: Прогресс, 1983. 416 с.
  3. Фатхутдинов Р.А. Концепция новой теории управления конкурентоспособностью и конкуренцией // Современная конкуренция. 2007. № 1. С. 73–86.
  4. Харламов В.И. О многоаспектности трактовки категории «конкуренция» // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2005. № 5. С. 125–129.
  5. Портер М. Международная конкуренция: конкретные преимущества стран. М.: Международные отношения, 1993. 896 с.
  6. Богомолова И.В., Машенцова Л.С. Развитие методики оценки конкурентоспособности городов по количественным и качественным параметрам // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3. Экономика. Экология. 2015. № 3. С. 20–26. doi: 10.15688/jvolsu3.2015.3.2
  7. Гринева Н.А. Методика оценки конкурентоспособности региональной экономики // Научные ведомости БелГУ. Сер. Экономика. Информатика. 2010. № 13. Вып. 15/1. С. 15–22.
  8. Дугина Е.Л., Битуева Д.В. и др. Формирование и развитие конкурентоспособной системы отраслевых рынков региона: коллективная монография. Улан-Удэ: ВСГУТУ, 2015. 216 с.
  9. Смирнов В.В. Методика оценки конкурентоспособности региона: теория и практика // Вестник Чувашского университета. 2008. № 3. С. 470–480.
  10. Худеева В.В. О подходах к оценке конкурентоспособности региона в условиях модернизации федеральной политики регионального развития: методика оценки // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 32. С. 60–64.
  11. Пашнанов Э.Л. Методика оценки развития региональных социально-экономических систем // Управление экономическими системами: электроннный научный журнал. 2012. № 6. С. 14. URL: Link
  12. Прокушев Е.Ф., Гринева Н.А. Обзор современных отечественных методик оценки конкурентоспособности региона и необходимость их разработки с учетом трудовых ресурсов // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2015. № 3. С. 86–95.
  13. Сопова Е.В., Щербинина Л.Ю. Обзор методик по оценке уровня конкуренции на рынке // Вопросы экономики и управления. 2016. № 3-1. С. 47–49.
  14. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика: монография. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. 208 с.
  15. Ялина Н.В. Методика оценки конкурентоспособности региона как базовой составляющей региональной идентичности // Сибирская финансовая школа. 2009. № 2. С. 20–23.
  16. Данько Т.П., Зарова Е.В. Методика оценки конкурентоспособности региона на основе коэффициента делового позиционирования бизнеса // Экономические науки. 2015. № 126. С. 105–112.
  17. Кагарманова А.И. Совершенствование методики оценки конкурентоспособности региона // Фундаментальные исследования. 2016. № 3-3. С. 579–583.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8733 (Online)
ISSN 2073-1477 (Print)

Свежий номер журнала

т. 22, вып. 4, апрель 2024

Другие номера журнала