+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Региональная экономика: теория и практика»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Журнал «Региональная экономика: теория и практика»

8(11) - 2004 август

 В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ

Страсти по льготам

Долгушина Н.В.

     2 июля в Государственной Думе рассматривался пакет правительственных законопроектов, вызвавший большие споры не только внутри депутатского корпуса, но и в стране. Если правительство считает, что после принятия законов, входящих в пакет, жизненный уровень наименее защищенных слоев населения резко возрастет, то многие депутаты уверены в обратом. Некоторые даже считают, что правительство отменяет права россиян на гарантированную государством социальную защиту и по-прежнему пытается провести непопулярные реформы, не используя доходы от реализации природных богатств страны, не поставив жесткий кордон оттоку капитала, не занимаясь грамотным хозяйствованием, не проводя умелую налоговую политику, но залезая при этом в карман нищего населения. Да, ВВП таким образом действительно можно удвоить, сказали многие депутаты: не за счет ли ухудшения жизни половины населения страны? Чего же хочет правительство, о чем спорили депутаты, кто окажется прав? Об этом рассказывается в статье.

 ЭКОНОМИКА

Обеспечение национальных интересов России в процессе модернизации ее государственно-территориального устройства

Чалдаева Л.А.

Отчет о состоявшемся 24 июня с.г. в Институте экономики РАН научно-практическое совещании по проблеме обеспечения национальных интересов России в процессе модернизации ее государственно-территориального устройства. В совещании, на котором председательствовал вице-президент РАЕН, академик РАЕН, доктор экономических наук, профессор В.К.Сенчагов, приняли участие представители РАН и РАЕН, Совета Безопасности РФ и Государственной Думы РФ, региональных органов власти и высших образовательных учреждений, Издательского дома "Финансы и Кредит". В своих выступлениях участники совещания смело вскрывали актуальные проблемы, исследовали причины их возникновения, намечали пути решения.


В будущее Тывы смотрим с оптимизмом

Сапова С.Н.

     Статья министра экономики Республики Тыва рассказывает о прошлом, настоящем и будущем замечательного горного края, который отмечает 60-летие своего вхождения в состав Российской Федерации. Трудности перестройки в настоящий период пока еще не преодолены, проблемы остаются. Но Правительство Тывы разработало с привлечением ученых Программу социально-экономического развития до 2010 г. Программа направлена на реализацию комплекса быстроокупаемых проектов, развитие транспортной и инженерной инфраструктуры, освоение крупных месторождений полезных ископаемых общероссийского значения (золото, уголь, полиметаллы), развитие малого бизнеса, решение социальных проблем населения республики, проведение в республике масштабных институциональных преобразований, приватизации республиканской собственности, избавление от неэффективных государственных предприятий, реформирование до современного уровня управления и информационного обеспечения деятельности органов власти, развитие платных услуг, в том числе и туризма, решение экологических проблем.
     В результате реализации проектов и мероприятий указанной Программы в полном объеме валовый региональный продукт в 2010 г. должен составить 17,6 млрд. руб. и увеличиться по сравнению с 2003 г. в 2,7 раза. В расчете на год платежи составят в федеральный бюджет - 1,5 млрд. руб., в республиканский бюджет - 1,8 млрд. руб. Дотационность бюджета снизится с 80 % в 2003 г. до 47,9 % в 2010 г. Будет сохранено и вновь создано около 5000 рабочих мест, снизится уровень безработицы с 11,7 до 7,8 %.
     Намеченные цели, естественно, можно достигнуть только благодаря активному привлечению инвестиций, развитию новых технологий, транспортной инфраструктуры.


Реформа ЖКХ и ее роль в обеспечении устойчивости региональных и муниципальных бюджетов

Виролайнен О.В.

В статье вице-губернатора г. Санкт-Петербурга, члена Правительства Санкт-Петербурга Олег Арвовича Виролайнена анализируется ЖКХ как мезоэкономическая структура, т.е. совокупность отраслей материального производства и сферы услуг, обеспечивающих содержание и ремонт жилого фонда и коммунальной инфраструктуры, переживает острый системный кризис. Беда в том, что ЖКХ не имеют серьёзных экономических стимулов к оптимизации структуры тарифов и снижению нерациональных затрат материально-технических ресурсов. В итоге затраты электроэнергии на производство и реализацию 1 куб. метра воды в России на 30%, а численность персонала в расчёте на 1000 обслуживаемых жителей в 1,5-2 раза выше, чем на аналогичных европейских предприятиях, потребление воды на одного жителя в 1,5-2 раза выше, чем в западноевропейских странах. На содержание 1 кв.м. площади в США расходуется 55, а в России 400 квч электроэнергии. Что же делать? Инвестиции в ЖКХ окупятся, если будут направляться не на экстенсивное расширение, а на введение новых технологий. Так, для отопления индивидуальных жилищ, небольших торговых, хозяйственных и производственных помещений в России используется более двух миллионов газовых теплогенераторов мощностью до 100 кВт. За год они выбрасывают в атмосферу почти 50 млн. тонн углекислого газа, а прямые потери экономики составляют миллиарды рублей, поскольку их КПД, а также КПД котельных не превышает 40-50%. А ведь выход из положения есть...


Формирование приоритетов социально-экономической политики субъекта Федерации

Гаджиев Г.Н.

     Статья убедительно свидетельствует: главной приоритетной целью социально-экономической политики субъекта Федерации (СЭПСФ) должно быть население региона, его благосостояние, здоровье, уровень образования и культуры, интеллектуальный потенциал. Все остальное - лишь средства для достижения этой цели. Нужно помнить очевидную истину, что экономика существует для людей, а не люди для экономики. Об этом сказано и в Конституции Российской Федерации, где статья 7 содержит положение о том, что "Российская Федерация - социальное государство" и оно имеет политику, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.      В то же время многие субъекты Федерации, декларируя эту цель в своих концепциях, программах, планах в качестве приоритетной, не подкрепляют их конкретными показателями, индикаторами, цифрами, обязательными сроками исполнения, которые могли бы характеризовать какую-либо динамику к достижению этой цели. Отсутствуют практические механизмы реализации этих целей. Здесь важную роль призван сыграть такой комплексный показатель, как "качество жизни населения". Этот показатель характеризует уровень обеспечения населения комплексом потребностей в целом и по его категориям. Об этом говорил и Абалкин Л.И., отмечая, что "главным фактором общественного развития становится не научно-технический прогресс …, а качество человека". В современных условиях приоритеты развития человека, вложенное в человека, качество человеческого потенциала являются основным фактором общественного прогресса в XXI веке. В этой связи вложение в образование, науку, культуру и т.д. представляет собой не вычет из общественного блага, не вторичные издержки, а первоначальные вложения в основной ресурс, которые в масштабах поколений, представляются самыми эффективными.


Рынок автотранспортных перевозок: перемены к лучшему?

Ключников М.В.

     Ситуация на рынке автотранспортных услуг и грузовых перевозок в России в последнее время значительно изменилась. В начале 90-х годов, когда транспортный бизнес только начинался, существовало всего несколько транспортных компаний и несколько десятков диспетчеров, который принимали заказы на грузовые перевозки и обеспечивали заказчиков автотранспортом. Сейчас на их место пришли крупные логистические компании, которые охватывают 90% всех перевозимых грузов, а остальное остается диспетчерам, количество которых возросло до нескольких десятков тысяч. Вроде бы наблюдается существенное развитие рынка, но насколько это так?

 ИНВЕСТИЦИИ

Алгоритм формирования механизма управления реализацией региональной инвестиционной стратегии

Самогородская М.И.

     Разработка концептуальных подходов к определению стратегии инвестиционного развития региона в современных условиях должна осуществляться на основе применения специальных механизмов регулирования отношений между субъектами регионального инвестиционного рынка. В последнее время существенно активизировались исследования в области проблем территориального стратегического управления, подготовки научно-теоретического обоснования данного процесса. Однако отсутствие общепризнанной методологии, как в плане разработки региональной инвестиционной стратегии, так и в ее реализационном ключе послужило причиной проведения авторских исследований в области выработки методических подходов к разработке стратегии и формированию конкретных механизмов управления реализацией стратегии. Постановка задачи исследования исходит из современной управленческой ситуации, необходимости подготовки и принятия решений в условиях стратегических неожиданностей и других последствий глобальных изменений, отсутствия полной информации в силу ее коммерциализации, сужения управленческого поля, влияния доминирующих центров и управленческой неуверенности лидеров в регионах.


В условиях риска

Топсахалова Ф.М.-Г.

     В статье рассматриваются показатели, характеризующие производственные результаты сельскохозяйственных предприятий в условиях рыночной экономики, связанные с осуществлением эффективного управления всеми сферами его деятельности. В зависимости от формы собственности будущего или действующего предприятия, в рамках которого формируется инвестиционный проект, основной итог его деятельности принимает одно из двух возможных значений - прибыль или валовой доход. Ради получения прибыли инвестор вкладывает свои средства в инвестиционные проекты. В этой связи большое значение приобретает оценка эффективности использования инвестиционного потенциала предприятий, которая понимается как совокупность денежных ресурсов, направленная на цели инвестирования из различных источников финансирования. В статье показывается, как на первом этапе оценки инвестиционной привлекательности был проведен анализ динамики и структуры долгосрочных инвестиций по конкретным видам основных фондов, то есть определены направления инвестиционных средств на предприятии за исследуемый период.

 ЭКОЛОГИЯ

Формирование систем экологического менеджмента

Суворов А.В.

     Анализируется концепция экологического менеджмента, в основу которой положено представление о взаимодействии хозяйственной деятельности с окружающей средой. Экологический менеджмент, как известно, охватывает все этапы экономического процесса, начиная с выбора исходных материалов и потребления природных ресурсов и заканчивая потреблением произведенных товаров и услуг. При этом используются все инструменты, методы, подходы и средства, применение которых оправдано в конкретных экономических условиях. Такая тактика работы позволяет экологическому менеджменту достигать баланса между экономическими интересами региона как хозяйствующего субъекта, так и его экологическими интересами. Каким же образом? Об этом речь в статье...

 КАСАЕТСЯ КАЖДОГО

Эффективность домашних хозяйств: от чего она зависит?

Миронихина Ю.А.

     Специфика финансов населения определена тем, что данная сфера в наименьшей степени регламентирована государством, в отличие от процесса создания и расходования централизованных денежных фондов, таких как государственный бюджет, находящийся под жестким государственным контролем. Домашнее хозяйство самостоятельно принимает решение о необходимости и способе формирования денежных фондов, их величине и целевом назначении, о времени их использования. Другими словами, в условиях рыночной экономики государство не имеет инструментов прямого влияния на процесс распределения располагаемого дохода населения. Вместе с тем, государство способно влиять на общую величину дохода, которым реально располагает домашнее хозяйство. Реальные доходы населения образуются в результате многократного распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта в процессе реализации финансовых отношений домашнего хозяйства и государства. Повышение ставок налогов, выплачиваемых физическими лицами, ведет к сокращению их реального дохода. Вместе с тем финансовые ресурсы, мобилизованные посредством налогов, направляются через бюджет в сферу здравоохранения, образования, социального обеспечения, в результате чего уровень реальных доходов населения возрастает.
     Актуальность темы статьи обусловлена тем, что в специфических российских условиях именно финансы населения выступают одним их главных факторов организации экономического подъема. Это особенно проявилось, когда остро нуждающаяся в инвестициях российская экономика после кризиса происшедшего в августе 1998г., столкнулась с проблемой новых, внутренних источников финансирования. В условиях угрожающего дефолта по внешним и внутренним долгам, тотального недоверия со стороны западных инвесторов и крушения рынка государственных ценных бумаг правительство вновь обратилось к традиционному и испытанному источнику кредитов - сбережениям граждан.

 НА КНИЖНУЮ ПОЛКУ

Горизонты Алтая

Котилко В.В.

Член-корреспондент РАЕН, доктор экономических наук В.В. Котилко обобщает опыт алтайских книгоиздателей, работающих в сфере экономической литературы. Представляют особый интерес два взаимосвязанных и очень актуальных направления. Первое связано с опытом, который был накоплен алтайским купечеством, а второе направление ориентировано на современность, на то, что принято называть государственной экономической политикой в условиях перехода к рыночной экономике.

 

ISSN 2311-8733 (Online)
ISSN 2073-1477 (Print)

Свежий номер журнала

т. 22, вып. 4, апрель 2024

Другие номера журнала