+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Региональная экономика: теория и практика»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Журнал «Региональная экономика: теория и практика»

11(26) - 2005 ноябрь

 ЭКОНОМИКА РЕГИОНА

Особенности и пути реформирования экономики Санкт-Петербурга

Рыбаков Ф.Ф.

Минуло 20 лет со дня начала реформирования российской экономики. Ускорение, радикальная экономическая реформа, война программ, либерализация, дефолт, стабилизация, возрождение монетаризма - таковы основные этапы двадцатилетия. Шесть последних лет экономика России развивается по восходящей. В статье рассказывается о Санкт-Петербурге - крупнейшем экономическим центром России. В 2004 г. промышленность города произвела продукции на 341,8 млрд. руб. Стивидорные компании города в 2004 г. переработали 51,2 млн. т грузов. Экономика Санкт-Петербурга - довольно внушительная часть общероссийской экономики. Доля промышленности города, например, составляет более 3%. В Санкт-Петербурге сконцентрирована одна десятая часть научного потенциала России, десятки академических институтов, отраслевых НИИ и ПКТО, известных вузов. Санкт-Петербург по праву называют одним из самых передовых городов в реформировании экономики. Многие петербуржцы сделали блестящие карьеры и возглавляют экономические ведомства. Разумеется, вектор экономических преобразований для России един, но специфика определенно есть. Санкт-Петербург по многим направлениям реформирования задает тон…


Государственная поддержка малого бизнеса как инструмент управления инвестиционной привлекательностью региона

Самогородская М.И.

Процесс управления инвестиционной привлекательностью региона носит чрезвычайно многогранный характер. На него оказывает влияние огромное количество факторов и законодательных актов, регулирующих самые разные аспекты социально-экономических процессов в регионе. Одним из таких факторов является уровень развития малого предпринимательства в регионе и его инвестиционная активность. Современный этап социально-экономического развития страны наряду с многими факторами характеризуется также и тем, что органы власти, определяя направления государственной инвестиционной политики, должны в полной мере учитывать возможности происходящих в регионах бизнес-процессов и, соответственно, создавать условия для привлечения предпринимательских структур к активному участию в инвестиционной деятельности. В последние годы происходит очевидный перелом в государственной политике по вопросам развития малого предпринимательства. Это нашло своё отражение как в принятии важнейших законодательных актов и концептуальных документов, так и в конкретной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. В настоящее время активно происходит становление государственной политики в области поддержки малого предпринимательства…


СТАТЬЯ ОТОЗВАНА (RETRACTED): Развитие регионального аграрного сектора экономики в условиях неопределенности и риска

Топсахалова Ф. М.-Г.

Ретракция оформлена по решению редакции в связи с обнаружением некорректных заимствований (плагиата) в публикации. :
Первоисточник
Отзыв инициирован редакцией.
Дата отзыва 15.08.2023

Значение и роль сельского хозяйства в экономике страны трудно переоценить, поскольку именно сельское хозяйство обеспечивает население продуктами питания, а легкую и пищевую промышленность - сырьем. Поэтому вопросы развития отраслей аграрной сферы имеют первоочередное социально-экономическое и политическое значение. Вывод об определяющем месте аграрного сектора в территориальном народнохозяйственном комплексе представляется бесспорным. Роль же его в решении всего блока проблем экономического развития региона адекватна этому месту. Недооценка данного положения чревата нарушением принципов рациональной хозяйственной территориальной специализации, углублением диспропорций в региональном развитии и, соответственно, нарастанием социальной напряженности. Данный вывод, подтверждаемый обширными региональными исследованиями, результатами глубокого анализа современного состояния отраслей экономики, должен определить и приоритетные направления в государственном регулировании регионального развития. При этом целесообразно использовать системный подход к рассмотрению проблем развития и организации сельскохозяйственного производства как в целом, так и в рамках растениеводческого и животноводческого подкомплексов…


Анализ управления устойчивым развитием региона

Калинчиков М.Ю.

Переход к рыночным отношениям способствовал изменению объективных условий управления развитием регионов, расширению их правовой и экономической самостоятельности, активизации горизонтальных экономических связей и появлению хозяйствующих субъектов различных форм собственности. В новых условиях стратегическое управление устойчивым развитием региона выступает как разработка и реализация комплекса мероприятий во всех сферах жизнедеятельности человека для оптимального взаимодействия всех компонентов региональной системы на основе региональных интересов.


Развитие отношений собственности на основные средства производства в Российской Федерации

Носкова Е.М.

Реформирование экономики Российской Федерации строилось на развитии отношений собственности на имущество. Собственность в рыночной экономике трансформируется на два вида: государственную и частную. Помимо общепринятых с экономической точки зрения видов собственности в Российской Федерации выделена и юридически закреплена муниципальная собственность, а также допускаются иные формы собственности (статья 212 ГК РФ, часть 1). Развитие отношений собственности в экономике связано с их регулированием. Предполагалось, что развитие отношений собственности хозяйствующих субъектов повысит эффективность их деятельности. Это позволит более рационально использовать имущественную собственность, которая находится во владении, доверительном управлении, хозяйственном ведении и распоряжении. Однако изменения в экономике, происходящие в последние десятилетия в России, дали противоречивые результаты. Объявленные либеральные цели реформы привели к серьезным проблемам. Например, обнищание основной массы населения страны, расслоение населения по уровню дохода, устойчивый спад производства, трудноконтролируемый вывоз финансового капитала и природных ресурсов. Развитие отношений собственности в Российской Федерации не повлекло за собой качественного улучшения эксплуатации собственности...

 ФИНАНСЫ РЕГИОНА

Совершенствование управления региональными финансами с учетом оценки риска функциональных расходов бюджетов территорий

Яшина Н.И.,
Гришунина И.А.

Бюджетный процесс, являясь деятельностью субъектов общества по формированию, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов неизбежно связан с риском. Располагая информацией о риске бюджета, то есть его изменчивости, федеральные органы государственной власти, субъектов РФ и органы местного самоуправления имеют реальную возможность принимать действенные меры по более эффективному управлению соответствующим бюджетом. Поэтому для органов государственной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления важно оценить степень бюджетного риска и определить его величину. Бюджетный риск количественно характеризуется субъективной вероятностной оценкой, т.е. ожидаемой величиной, наиболее вероятного максимального и минимального уровня собираемости доходов и финансирования расходов по сравнению со сметой, планом, утвержденными по бюджету ассигнованиями. При этом, чем больше диапазон между максимальным и минимальным значениями при равной вероятности их получения, тем выше степень бюджетного риска. Степень бюджетного риска - это вероятность неполного и несвоевременного получения доходов: поступления налогов и других платежей, доходов в целом и по каждому источнику, а также образование кредиторской задолженности из-за неполного финансирования мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение того финансового года, на который утвержден бюджет. Неопределенность бюджета, т.е. неизвестность, вызванная политическими, экономическими и природными факторами, приводит к повышению степени бюджетного риска…

 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Региональная политика налогообложения: задачи и проблемы

Журавлева Т.А.,
Гревцова Н.А.

Социально-экономические условия в России привели к необходимости ориентации налогово-бюджетной политики не только на фискальные цели, но и на решение задач, обеспечивающих стабильный экономический рост, базирующийся, прежде всего на росте производства, инновационный процесс и социальную ориентацию экономики путем постепенного снижения налогового бремени в реальном секторе экономики, создание стимулов инвестиционной активности, благоприятствование предпринимательской деятельности, социально-справедливое налогообложение доходов граждан. Финансовые, в том числе налоговые, отношения в регионах должны быть органически увязаны с производственно-инвестиционным потенциалом территорий, что формирует созидательный импульс для регионального социально-экономического развития…

 ПРОБЛЕМЫ ДЕМОГРАФИИ

Влияние состояния здоровья населения на демографию в Российской Федерации

Бровчак С.В.,
Виганд М.В.

Как известно, трудоспособное население России сокращается примерно на 1 млн. человек в год. Почему? Демографическая проблема является в первую очередь следствием проблем медицинского характера. В связи с этим развитие системы здравоохранения в Российской Федерации является одним из важнейших вопросов социальной политики государства. По данным Международной организации здравоохранения, за последнее десятилетие в Российской Федерации наблюдается сокращение населения при незначительном увеличении доли пожилого населения старше 60 лет (с 16,3% в 1992 году до 18,3% в 2002 году), а также уменьшение показателя рождаемости (с 1,6 в 1992 году до 1,2 в 2002 году). При этом средняя продолжительность жизни всего населения составляет 64,8 лет, мужского - 58,4 (58,2-61,5) лет, женского - 72,1 (71,4-72,6) лет. Из них в целом продолжительность здоровой жизни составляет 58,6 лет, у мужчин - 52,8 (51,9-54,0) лет, у женщин - 64,3 (63,6-65,4) лет…

 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Государственная поддержка социально-экономического развития депрессивных регионов в зарубежных странах

Кещян В.Г.,
Чернышев А.С.

Практически во всех зарубежных странах проводится политика выравнивания уровня социально-экономического развития отдельных регионов. Сущность этой политики различается в зависимости от типа государственного устройства той или иной страны. Кроме того, форма, методы и содержание этой работы зависят от общего уровня развития экономики и национального благосостояния. Последнее в значительной степени определяет объем и масштабы государственной поддержки депрессивных регионов. Важность этой работы, помимо всего прочего, обусловлена вопросами национальной безопасности и повышения обороноспособности государства, а также укреплением территориальной целостности и снятием социальной напряженности. Изучение мирового опыта государственной поддержки депрессивных регионов является важным условием проведения региональной политики в нашей стране, особенно с учетом того, что в последние годы различия в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации достигли угрожающего масштаба. Наиболее отстающими на данный момент являются регионы Северного Кавказа…

 КНИЖНЫЙ КОМПАС

Диагностика теневой экономики Уральского федерального округа

Котилко В.В.

Уральское отделение Института экономики РАН выпустило три монографии: Теневая экономика региона: диагностика и меры нейтрализации" (М.: Экономика. 2005), "Экономические правонарушения в Уральском федеральном округе: предупреждение, пресечение и противодействие" (М.: Экономика. 2005), "Наркоиммунитет региона: социально-экономический и медикобиологический аспекты" (М.: Экономика. 2005).

Первая монография посвящена диагностике ущерба от функционирования теневой экономики на отраслевом и региональном уровне и ее влиянию на состояние экономической безопасности Уральского федерального округа. В данной работе, в отличии от книг, посвященных этой "скрытой" от глаз теме, проведена тщательная оценка потерь бюджета за счет неоптимального налогообложения.

Вторая книга развивает и дополняет основные положения, изложенные в первой работе. В тоже время в ней уделено много внимания проблемам, возникающим при правонарушениях на потребительском рынке, в кредитно-финансовой системе, в сфере бюджетного финансирования и налогообложения.

Третья книга посвящена анализу и моделированию наркоситуации в Уральском федеральном округе, который привлекает внимание наркодельцов из-за центрального положения в России. Он используется как "перевалочная база" для последующей транспортировки наркотических средств и психотропных веществ как в Европейскую зону России, так и в ее восточные районы…

 

ISSN 2311-8733 (Online)
ISSN 2073-1477 (Print)

Свежий номер журнала

т. 22, вып. 4, апрель 2024

Другие номера журнала