+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Экономический анализ: теория и практика»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Информационно-технологическая восприимчивость отраслей экономики региона

т. 15, вып. 6, июнь 2016

PDF  PDF-версия статьи

Получена: 20.01.2016

Получена в доработанном виде: 10.03.2016

Одобрена: 28.03.2016

Доступна онлайн: 28.06.2016

Рубрика: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Страницы: 72-85

Ерошенко Е.П. аспирант, Институт экономики Уральского отделения РАН, Екатеринбург, Российская Федерация 
eperoshenko@gmail.com

Предмет. Информационные и коммуникационные технологии являются фундаментом современных социально-экономических отношений. Понимание процессов восприимчивости отраслей к использованию информационных и коммуникационных продуктов и услуг позволяет осуществлять адекватное прогнозирование развития региональных экономических систем.
Цели. Подчеркивая значимость использования информационных и коммуникационных технологий для развития отраслей народного хозяйства, автор работы формирует следующие ее цели: формирование методологической основы информационно-технологической восприимчивости отраслей экономики региона; соотнесение понятий информационно-технологической восприимчивости и инновационной восприимчивости, определение объединяющих факторов; формирование модели информационно-технологической восприимчивости отраслей экономики региона на основании анализа устойчивости социально-экономической системы; подтверждение гипотезы о наибольшей восприимчивости экономической системы отрасли региона к информационно-коммуникационным технологиям в случае ее неустойчивости по сравнению с состоянием равновесия.
Методология. С помощью метода аналогии сформировано определение информационно-технологической восприимчивости отраслей экономики, определена роль инноваций в составе информационно-технологической восприимчивости отраслей. Обобщение эмпирических фактов позволило опровергнуть гипотезу о наибольшей восприимчивости экономической системы отрасли региона к информационно-коммуникационным технологиям в случае ее неустойчивости по сравнению с состоянием равновесия. При этом был применен научный метод пространственной экстраполяции.
Результаты. Информационно-технологическая восприимчивость отраслей экономики региона имеет дуалистический характер, разделяясь на инновационную и традиционную восприимчивость.
Выводы. Методология определения восприимчивости отрасли экономики к информационным и коммуникационным технологиям позволяет осуществить прогноз эффективного развития информационно-коммуникационных технологий в регионе. Определена необходимость двойственной оценки информационно-технологической восприимчивости отраслей экономики региона. Гипотеза о наибольшей восприимчивости экономической системы отрасли региона к информационно-коммуникационным технологиям в случае ее неустойчивости по сравнению с состоянием равновесия была опровергнута.

Ключевые слова: отрасль, экономика региона, информационные и коммуникационные технологии, восприимчивость, инновации

Список литературы:

  1. Ускова Т.В. Управление устойчивым развитием региона. Вологда: Институт социально-экономического развития территорий РАН, 2009. 355 с.
  2. Бессонов В.А., Бродский Н.Ю., Журавлёв С.В., Столярова А.Г., Фролов А.С. О развитии сектора ИКТ в российской экономике // Вопросы статистики. 2011. № 12. С. 15–30.
  3. ИКТ-компетенции как фактор социально-экономического развития России / под ред. Ю.Е. Хохлова, С.Б. Шапошника. М.: Институт развития информационного общества, 2012. 74 с.
  4. Покровская Л.Л. Механизм формирования стратегических альянсов в сфере ИТ-услуг // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 2012. № 6-2. С. 15–20.
  5. Рожков И.В. Информационные системы и технологии в маркетинге. М.: Русайнс, 2014. 196 с.
  6. Jelassi T. European Casebook on Competing through Information Technology: Strategy and Implementation. N.Y., Prentice Hall, 1994, 298 p.
  7. Романова O.A., Нелюбина Т.А. Управление инновационной восприимчивостью социально-экономических систем. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2010. 257 c.
  8. Хакен Г. Информация и самоорганизация. Макроскопический подход к сложным явлениям. М.: Мир, 1991. 240 с.
  9. Перский Ю.К., Завьялов А.Ю. О роли инновационной восприимчивости в управлении инновационной адаптацией региональной социально-экономической системы (на примере субъектов РФ) // Ars administrandi (Искусство управления). 2014. № 1. С. 27–36.
  10. Артюхов В.В. Общая теория систем: Самоорганизация, устойчивость, разнообразие, кризисы. М.: ЛИБРОКОМ, 2009. 224 с.
  11. Шегельман И.Р., Пономарев Ю.И. Региональная стратегия развития лесопромышленного комплекса. Петрозаводск: ПетрГУ, 2004. 156 с.
  12. Бажанов Р.С. Выбор аналитических инструментов для анализа эффективности интернет-проекта: материалы III международной научной конференции «Проблемы современной экономики». Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 75–78.
  13. Маршалл А. Основы экономической науки. М.: Эксмо, 2007. 832 с.
  14. Теория рынков в социологии / отв. ред. В.В. Радаев. М.: ГУ ВШЭ, 2008. 155 с.
  15. Боброва Е.И. Информационно-коммуникационные технологии в деятельности библиотеки вуза. Кемерово: КемГУКИ, 2010. 156 с.
  16. Анализ развития и использования информационно-коммуникационных технологий в регионах России / под ред Ю.В. Хохлова. М: Институт развития информационного общества, 2008. 240 с.
  17. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: ACT, 2003. 557 с.
  18. Барсуков В.С. Безопасность: технологии, средства, услуги. М.: Кудиц-Образ, 2001. 496 с.
  19. Матвейкин В.Г., Дворецкий С.И., Минько Л.В., Таров В.П., Чайникова Л.Н., Летунова О.И. Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития. М.: Машиностроение, 2007. 284 с.
  20. Матвеев В.В. Роль государства в формировании механизмов развития инфраструктурных сфер экономической деятельности // Экономические науки. 2012. № 6. С. 34–38.
  21. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: Эдиториал УРСС, 2002. 240 с.
  22. Шаборкина Л.В. Выбор инновационной стратегии предприятия // Российский экономический журнал. 1996. № 7. С. 86–89.
  23. Бармута К.А. Техническое развитие как основное направление инновационной деятельности предприятий. Ростов н/Д.: РГЭУ (РИНХ), 2006. 326 с.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 23, вып. 3, март 2024

Другие номера журнала