+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Экономический анализ: теория и практика»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Имитационная процессная модель выбора оптимальной стратегии управления качеством социально-экономической системы

т. 15, вып. 12, декабрь 2016

PDF  PDF-версия статьи

Получена: 25.10.2016

Получена в доработанном виде: 08.11.2016

Одобрена: 22.11.2016

Доступна онлайн: 26.12.2016

Рубрика: МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И МОДЕЛИ

Страницы: 170-186

Азарнова Т.В. доктор технических наук, доцент, заведующая кафедрой математических методов исследования операций, Воронежский государственный университет, Воронеж, Российская Федерация 
ivdas92@mail.ru

Щепина И.Н. доктор экономических наук, доцент кафедры информационных технологий и математических методов в экономике, Воронежский государственный университет, Воронеж, Российская Федерация 
shchepina@mail.ru

Леонтьев А.Н. аспирант кафедры математических методов исследования операций, Воронежский государственный университет, Воронеж, Российская Федерация 
aleontiev90@mail.ru

Предмет. Качество, рассматриваемое как степень, с которой совокупность выходных показателей исследуемого объекта выполняет установленные требования, является важнейшей категорией управления. Существует много подходов и стандартов оценки качества. В то же время исследователи отмечают, что проблема оценки качества является слабоструктурированной и сложно формализуемой. Разработка формализованных моделей и процедур оценки качества позволит на более детальном уровне проводить причинно-следственный анализ и оценку различных стратегий управления качеством.
Цели. Построение формализованной процессной модели оценки качества социально-экономических систем и разработка имитационных алгоритмов анализа эффективности различных стратегий управления качеством.
Методология. Предложенная в рамках исследования модель базируется на процессном подходе к анализу различных аспектов функционирования социально-экономических систем.
Результаты. Для анализа слабоструктурированной проблемы оценки качества, на существующие функциональные связи между различными процессами рассматриваемой системы накладываются когнитивные принципы формирования качества отдельных процессов, запаздывания и трансформации качества при переходе от одного процесса к другому. Модели качества процессов и системы в целом строятся на основании квалиметрии, нечетких методов обработки информации и теории трудностей достижения целей. Модели запаздывания и трансформации при передаче качества от одного процесса к другому формируются с помощью специальных экспертных технологий. Рассматриваются различные стратегии изменения качества отдельных процессов, методами теории графов и когнитивного анализа исследуется распространение изменений по системе и выбирается оптимальная стратегия, отвечающая определенному принципу эффективности.
Выводы. Предложенная имитационная модель и соответствующее программное обеспечение предоставляют достаточно широкий спектр инструментов детального анализа различных вариантов настройки параметров управления качеством и позволяют имитировать процесс распространения по системе различных стратегий управления качеством. Результаты исследования могут выступать эффективным средством поддержки принятия решений при управлении качеством социально-экономических систем.

Ключевые слова: функциональная модель, имитационная модель, стратегии изменения качества, трансформация качества, интегральная оценка качества

Список литературы:

  1. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Модели и механизмы систем в управлении качеством // Проблемы теории и практики управления. 2005. № 4. С. 18–23.
  2. Watson P., Maslow D., Chileshe N. Deploying Total Quality Management in Russia. European Quality, 2004, vol. 11, no. 2, pp. 28–41.
  3. Абалдова С.Ю., Ермолаев М.Б., Волынский В.Ю. Кластерный анализ показателей результативности системы менеджмента качества машиностроительного предприятия // Известия высших учебных заведений. Сер.: Экономика, финансы и управление производством. 2011. № 2. С. 157–160.
  4. Абалдова С.Ю., Волынский В.Ю. Разработка системы нечеткого вывода оценки результативности системы менеджмента качества предприятия на основе алгоритма Мамдани // Известия высших учебных заведений. Сер.: Экономика, финансы и управление производством. 2011. № 2. С. 86–93.
  5. Трищ Г.М. Метод оценки результативности процессов системы управления качеством предприятия // Восточно-Европейский журнал передовых технологий. 2009. № 4/3. С. 26–30.
  6. Мизюн В.А. Качество организации и эффективность производства: критерии и методы оценки // Организатор производства. 2010. № 4. С. 56–61.
  7. Азарнова Т.В., Баркалов С.А., Беляев Р.Ю. Нечеткие технологии комплексной оценки качества услуг // Системы управления и информационные технологии. 2008. Т. 31. № 1.2. С. 285–288.
  8. Дубейковский В.И. Практика функционального моделирования с AllFusion Process Modeler 4.1. Где? Зачем? Как? М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2004. 464 с.
  9. Баторова Е.М. Региональный рынок труда как социально-экономическая подсистема // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2006. Вып. 2. С. 197–205.
  10. Азарнова Т.В., Львович Я.Е. Механизмы исследования качества регулирования процессов на рынке труда средствами функционального моделирования // Вестник ИНЖЕКОНА. Сер.: Экономика. 2010. № 1. С. 172–178.
  11. Азарнова Т.В., Попова Т.В., Леонтьев A.Н. Алгоритм анализа динамики изменения качества функционирования рынка труда при реализации различных стратегий управления качеством // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Системный анализ и информационные технологии. 2013. № 2. С. 79–86.
  12. Бермант М.А., Руссман И.Б. О проблеме оценки качества // Экономика и математические методы. 1978. Т. 14. № 4. С. 691–699.
  13. Борисов А.Н., Алексеев А.В., Меркурьева Г.В. Обработка нечеткой информации в системах принятия решений. М.: Радио и связь, 1989. 304 с.
  14. Борисов А.Н., Вульф Г.Н., Осис Я.Я. Методика оценки функции принадлежности элементов размытого множества // Кибернетика и диагностика. Рига: РПИ, 1970. С. 125–134.
  15. Скофенко А.В. О построении функций принадлежности нечетких множеств, соответствующих количественным экспертным оценкам // Науковедение: информатика. Киев: Наукова думка, 1981. С. 70–79.
  16. Путилов В.А., Горохов А.В. Системная динамика регионального развития. Мурманск: Пазори, 2002. 304 с.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 23, вып. 3, март 2024

Другие номера журнала