+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Экономический анализ: теория и практика»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Исследование и разработка системы продвижения рынка санаторно-курортных услуг региона

т. 16, вып. 1, январь 2017

PDF  PDF-версия статьи

Получена: 05.09.2016

Получена в доработанном виде: 12.10.2016

Одобрена: 01.11.2016

Доступна онлайн: 27.01.2017

Рубрика: Анализ конкурентоспособности

Страницы: 128-144

https://doi.org/10.24891/ea.16.1.128

Оборин М.С. кандидат географических наук, доцент кафедры экономического анализа и статистики, Пермский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Пермь, Российская Федерация 
recreachin@rambler.ru

Нагоева Т.А. старший преподаватель кафедры экономического анализа и статистики, Пермский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Пермь, Российская Федерация 
nagoeva.ta@mail.ru

Фролова Н.В. кандидат физико-математических наук, доцент кафедры экономического анализа и статистики, Пермский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Пермь, Российская Федерация 
nvf_psu@mail.ru

Предмет. В статье рассмотрены теоретико-методологические аспекты рынка санаторно-курортных услуг и аспекты системы их продвижения. Тему исследования можно считать актуальной за счет повышенного интереса к повышению экономической эффективности здравниц органов государственной исполнительной и законодательной власти всех уровней и частных инвесторов, а также граждан РФ, предпочитающих лечебно-оздоровительный туризм. Рынок санаторно-курортных услуг является предметом исследования отечественных и зарубежных ученых, в то же время проблема построения эффективной системы продвижения, способствующей повышению качества жизни населения, развитию курортно-рекреационных территорий, увеличению конкурентоспособности региональных санаторно-курортных комплексов, изучена недостаточно глубоко и требует дальнейшего рассмотрения.
Цели. Расширение содержательного наполнения понятия санаторно-курортной услуги; формулировка понятия «рынок санаторно-курортных услуг»; построение системы продвижения рынка санаторно-курортных услуг региона с использованием концепций маркетинга.
Методология. Исследование базируется на результатах анализа научных трудов в области экономики и организации санаторно-курортной деятельности, рекреации, здравоохранения, восстановительной медицины, лечебно-оздоровительного туризма. Статистической обработке подвергнут значительный объем данных, характеризующих состояние санаторно-курортного комплекса Пермского края и России.
Результаты. Разработана система продвижения рынка санаторно-курортных услуг, которая использует методы marketing mix «5С» и «7Р», адаптированные для применения на данном рынке. Определен перечень проблем, решению которых будет способствовать реализация предложенной единой системы продвижения рынка санаторно-курортных услуг. Намечены направления дальнейших исследований.
Выводы. Применение предложенной системы продвижения рынка санаторно-курортных услуг за счет ее гибкости к условиям внешней среды способно вывести санаторно-курортный комплекс региона на качественно новый уровень конкурентоспособности.

Ключевые слова: санаторно-курортная услуга, рынок, комплекс маркетинга, система продвижения, конкурентоспособность

Список литературы:

  1. Butler R. The Concept of a Tourist Area Cycle of Evolution: Implications for Management of Resources. The Canadian Geographer, 1980, vol. 24, iss. 1, pp. 5–12.
  2. Christaller W. Some Considerations of Tourism Location in Europe. Papers and Proceedings of the Regional Science Association, 1963, vol. 12, no. 1, pp. 95–105.
  3. Hjalager A.M. Innovation Patterns in Sustainable Tourism. Tourism Management, 1997, vol. 18, no. 1, pp. 35–42.
  4. Leiper N. The Framework of Tourism: Towards a Definition of Tourism, Tourist, and the Tourist Industry. Annals of Tourism Research, 1979, vol. 6(4), pp. 390–407.
  5. Биржаков М.Б. и др. Сравнительный анализ законодательства в сфере туризма государств – участников СНГ. СПб.: Невский фонд, 2005. 252 с.
  6. Асланов Д.И. Системная диагностика деятельности санаторно-курортного комплекса // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3. URL: Link. doi: 10.17513/spno.2012.3.
  7. Ветитнев А.М., Торгашева А.А. Определение влияния лечебно-оздоровительного туризма на экономику региона // Проблемы современной экономики. 2013. № 4. С. 352–355.
  8. Гварлиани Т.Е., Айбазова Ф.М. Современное состояние и тенденции развития туристско-рекреационных комплексов // Материалы международной научно-практической конференции «Национальные экономики в условиях глобальных и локальных трансформаций». М.: Научно-исследовательский институт истории, экономики и права, 2015. С. 39–46.
  9. Никитина О.А. Роль туристско-рекреационного потенциала в региональном развитии территорий // Успехи современного естествознания. 2007. № 1. URL: Link.
  10. Карташева А.Ю. Туристский консалтинговый центр как инновационный элемент развития индустрии туризма // Вестник Национальной академии туризма. 2010. № 4. С. 45–48.
  11. Оборин М.С. Подходы к определению сущности курортной инфраструктуры региона: теория и практика // Известия Уральского государственного экономического университета. 2014. № 1. С. 66–71.
  12. Цёхла С.Ю. Сущностные характеристики социальной ответственности в санаторно-курортной сфере // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Сценарии развития социальной сферы в условиях новых вызовов». М.: Библио-Глобус, 2014. С. 54–59.
  13. Оборин М.С. Социально-экономические условия и функции санаторно-курортной системы региона как фактор создания маркетинговой стратегии развития рынка санаторно-курортных услуг // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер.: Экономика. 2015. № 2. С. 49–56.
  14. Разумов А.Н. Концептуально-стратегические аспекты развития санаторно-курортного комплекса // Кремлевская медицина: клинический вестник. 2015. № 1. С. 35–48.
  15. Коржачкина Н.Б. Современное состояние и пути дальнейшего развития санаторно-курортного лечения в Российской Федерации // Кремлевская медицина: клинический вестник. 2012. № 4. С. 63–69.
  16. Никитина О.А. Управление формированием интегрированных санаторно-курортных комплексов в регионе. СПб.: СПбГИЭУ, 2012. 290 с.
  17. Разумов А.Н., Хан М.А. Успехи и перспективы развития восстановительной медицины и курортологии в педиатрии. URL: Link.
  18. Мингазинова Е.Р., Фролова Н.В., Оборин М.С. Анализ позиции Пермского края на рынке санаторно-курортных услуг Приволжского федерального округа // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-1. С. 83–88.
  19. Шарыгин М.Д. Эволюция учения о территориальных общественных системах // Географический вестник. 2006. № 1. С. 4–13.
  20. Чистобаев А.И., Шарыгин М.Д. Объектно-предметная и функциональная сущность общественной географии // Вестник СПбГУ. Сер. 7: Геология. География. 2007. № 1. С. 88–92.
  21. Мажар Л.Ю. Туризм в пространстве и времени: взгляд географа // Современные проблемы сервиса и туризма. 2014. № 1. С. 16–23.
  22. Поросенков Ю.В., Худякова Т.М. Формирование отечественной рекреационной географии и проблемы социально-экономико-географических исследований рекреационной деятельности // Вестник ВГУ. Сер.: География, Геоэкология. 2009. № 2. С. 5–11.
  23. Александрова А.Ю. Новейшее представление о сфере туризма как системе // Современные проблемы сервиса и туризма. 2014. № 1. С. 24–38.
  24. Оборин М.С. Региональный анализ изучения рекреационных систем // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер.: Естественные науки. 2013. № 2. С. 35–42.
  25. Галачиева Л.А., Керимов А.М. Рекреационный комплекс Кабардино-Балкарии: становление, перспективы и пути развития. Нальчик: КБНЦ РАН, 2008. 172 с.
  26. Староверкина Н.Н. Перспективные направления туризма Республики Калмыкия и их роль в развитии экономики данной территории // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Международный туризм и спорт». М.: РГУФКСМиТ, 2013. С. 92–95.
  27. Злокин Е.Ю. Оптимизация управления развития социально-экономической системы агломерационного комплекса курортно-рекреационного типа // Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 2. URL: Link.
  28. Lauterborn R. New Marketing Litany: Four Ps Passé: C-Words Take Over. Advertising Age, 1990, vol. 61, no. 41, p. 26.
  29. Borden N.H. The Concept of the Marketing Mix. In: Science in Marketing. Ed. by G. Schwartz. N.Y., John Wiley & Sons, 1965, pp. 386–397.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 23, вып. 3, март 2024

Другие номера журнала