«Экономический анализ: теория и практика»
 

Реферирование и индексирование

Russian Science Citation Index
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Особенности анализа компаний цифровой экономики

Журнал «Экономический анализ: теория и практика»
т. 17, вып. 3, март 2018

Получена: 18.01.2018

Получена в доработанном виде: 26.01.2018

Одобрена: 09.02.2018

Доступна онлайн: 27.03.2018

Рубрика: ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИЗНЕСА

Коды JEL: G30, G32

Страницы: 424–438

https://doi.org/10.24891/ea.17.3.424

Когденко В.Г. доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой финансового менеджмента, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Москва, Российская Федерация 
kogdenko7@mail.ru

ORCID id: отсутствует
SPIN-код: 5187-2698

Предмет. Анализ компаний четвертичного сектора экономики (цифровой экономики).
Цели. Исследование особенностей компаний цифровой экономики и разработка предложений по совершенствованию их анализа.
Методология. Методологической основой анализа компаний цифровой экономики являются теория стейкхолдеров, ресурсный подход к анализу.
Результаты. Разработана методика, учитывающая специфику компаний четвертичного сектора экономики, которая включает семь этапов. В ходе первого этапа оцениваются конкурентные преимущества компании, ее рыночные позиции относительно аналогов. На втором этапе анализируются риски, которые генерируются ключевыми стейкхолдерами, в том числе рассматриваются риски, связанные с интеллектуальным и социально-репутационным капиталом. На третьем этапе исследуется интеллектуальный капитал, а именно организационный капитал и интеллектуальная собственность компании. На четвертом этапе анализируется социально-репутационный капитал в разрезе четырех его компонент. На пятом этапе анализируются денежные потоки компании, в том числе оценивается платежеспособность компании и ресурсоемкость ее денежных потоков, на основе которой обосновывается вывод о ключевых стейкхолдерах, доминирующих в денежных потоках компании. На шестом этапе оцениваются активность и эффективность инвестиционной деятельности на основе денежных потоков от операционной и финансовой деятельности. Обоснована целесообразность применения модифицированной внутренней нормы доходности для оценки эффективности инвестиционной деятельности компании. На заключительном этапе анализа исследуются факторы стоимости, которые непосредственно связаны с интеллектуальным и социально-репутационным капиталом, а также оценивается фундаментальная стоимость компании.
Выводы. Разработанная методика позволяет оценивать деятельность компаний цифровой экономики на основе стейкхолдерского подхода. Статья может быть полезна аналитикам, оценивающим деятельность компании на основе интегрированной отчетности.

Ключевые слова: стейкхолдеры, анализ, цифровая экономика

Список литературы:

  1. Ривз М., Левин С., Уэда Д. Компания как экосистема: биология выживания // Harvard Business Review – Россия. 2016. Апрель. URL: Link
  2. Мэлоун М., Исмаил С., Ван Геест Ю., Диамандис П. Взрывной рост: Почему экспоненциальные организации в десятки раз продуктивнее вашей (и что с этим делать). М.: Альпина Диджитал, 2014. 237 с.
  3. Freeman R.E. Strategic Management: A Stakeholder Approach. Harpercollins College Div., 1984.
  4. Post J.E., Preston L.E., Sachs S. Redefining the Corporation: Stakeholder Management and Organizational Wealth. Stanford University Press, 2002, 376 р.
  5. Ивашковская И.В. Развитие стейкхолдерского подхода в методологии финансового анализа: гармоничная компания // Корпоративные финансы. 2011. Т. 5. № 3. URL: Link
  6. Ивашковская И.В. Финансовые измерения корпоративных стратегий. Стейкхолдерский подход: монография. М.: ИНФРА-М, 2013. 320 с.
  7. Майер-Шенбергер В., Кукьер К. Большие данные. Революция, которая изменит то, как мы живем, работаем и мыслим. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 156 с.
  8. Свон М. Блокчейн: схема новой экономики. М.: Олимп-Бизнес, 2017. 103 с.
  9. Черемушкин С.В., Понкрашкина Г.А. Денежная рентабельность инвестиций CFROI®1 // Финансовый менеджмент. 2009. № 2. С. 43-60.
  10. Шкаратан О.И., Инясевский С.А. Классификация отраслей экономики как инструмент анализа тенденций ее трансформации. М.: ГУ ВШЭ, 2007. 20 с.
  11. Sonderegger P. Why Big Data Is the Capital Driving the Digital Age. URL: Link
  12. Заман Ариф. Репутационный риск: управление в целях создания стоимости. М.: Олимп-Бизнес, 2008. 416 c.
  13. Ефимова О.В. Анализ устойчивого развития компании: стейкхолдерский подход // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 45. С. 41–51. URL: Link
  14. Любушин Н.П., Бабичева Н.Э., Лылов А.И. Использование ресурсоориентированного экономического анализа в оценке устойчивого развития хозяйствующих субъектов // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2015. Вып. 2. С. 32–45.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 17, вып. 11, ноябрь 2018

Другие номера журнала