«Экономический анализ: теория и практика»
 

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Анализ бизнес-стратегий инновационно активных предприятий

Купить электронную версию статьи

Журнал «Экономический анализ: теория и практика»
т. 17, вып. 12, декабрь 2018

Получена: 03.08.2018

Получена в доработанном виде: 04.09.2018

Одобрена: 01.10.2018

Доступна онлайн: 24.12.2018

Рубрика: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Коды JEL: B41, C41, C51, C79, L20

Страницы: 1310–1324

https://doi.org/10.24891/ea.17.12.1310

Батьковский А.М. доктор экономических наук, профессор кафедры управления высокотехнологичными предприятиями, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва, Российская Федерация 
batkovsky@yandex.ru

https://orcid.org/0000-0002-5145-5748
SPIN-код: 9024-3229

Калачихин П.А. кандидат экономических наук, научный сотрудник, Всероссийский институт научной и технической информации РАН, Москва, Российская Федерация 
studypavel@mail.ru

https://orcid.org/0000-0002-5467-0080
SPIN-код: 4245-7007

Кравчук П.В. доктор экономических наук, профессор, финансовый директор АО «НИЦ «Интелэлектрон», Москва, Российская Федерация 
p.kravchuk@mail.ru

https://orcid.org/0000-0002-2379-4291
SPIN-код: 2385-3460

Тельнов Ю.Ф. доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой прикладной информатики и информационной безопасности, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация 
YTelnov@mail.ru

https://orcid.org/0000-0002-2983-8232
SPIN-код: 6542-9439

Предмет. Стратегии инновационно активных предприятий.
Цели. Анализ и формализации бизнес-стратегий предприятий, осуществляющих инновационную деятельность. Исследование нацелено на повышение оперативности адаптации данной стратегии к изменениям во внешней среде, а также обеспечение роста эффективности бизнес-процессов предприятия. Разработка стратегии рассмотрена с точки зрения теоретико-игровой интерпретации. Структура стратегии формализована в виде отношения из набора стратегических целей, поставленных по методике S.M.A.R.T., и средств достижения целей, ограниченных возможностями предприятия.
Методология. Использованы методы логического и статистического анализа, экономико-математического моделирования, теории игр, нечеткой логики.
Результаты. Введено новое понятие бизнес-стратегий предприятий, предложена классификация стратегий. Предложена модель нечеткой стратегии, являющаяся откликом на возрастание различного рода искажений и противоречий в исходных данных, которые мешают принятию адекватных стратегических решений. Показано, как метрики стратегических целей интегрируются в систему сбалансированных показателей. Рассмотрена структура индикатора достижения стратегических целей и приведен пример такого индикатора. Разработана методика оценки вероятности достижения стратегических целей предприятия.
Выводы. Бизнес-стратегия представляет ценность для инновационно активного предприятия. Она является инструментом для обеспечения финансового равновесия предприятия в рыночных условиях. В дальнейшем следует обобщить формализацию стратегии предприятия до более широкого понятия экономической стратегии, заменив предприятие любым видом коммерческой организации.

Ключевые слова: предприятие, бизнес-стратегия, анализ, стратегия

Список литературы:

  1. Mithas S., Lucas H.C. What Is Your Digital Business Strategy? IT Professional, 2010, vol. 12, iss. 6, pp. 4–6. URL: Link
  2. Дадалко В.А., Соловкина Е.Д. Компетенции для цифровой экономики и трансформация образовательной системы в условиях VI экономического уклада // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2018. Т. 14. Вып. 5. С. 913–926. URL: Link
  3. Lee E.S., Shih H.S. Fuzzy and Multi-Level Decision Making: An Interactive Computational Approach. Springer-Verlag London Limited, 2001, 192 p.
  4. Liao H., Xu Z. Hesitant Fuzzy Decision Making Methodologies and Applications. Springer Nature Singapore Pte Ltd, 2017, 275 p. URL: Link
  5. Calabrese M., Iandolo F., Caputo F., Sarno D. From Mechanical to Cognitive View: The Changes of Decision Making in Business Environment. In: Social Dynamics in a Systems Perspective. New Economic Windows by Barile S., Pellicano M., Polese F. (Eds). Springer, Cham, 2018, pp. 223–240. URL: Link
  6. Салихов Б.В., Салихова И.С., Олигова М.Б. Когнитивная структура поведенческой экономики и императивы повышения качества неявного знания // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. № 12. С. 55–71. URL: Link
  7. Whittle R., Myrick C.B. Enterprise Business Architecture: The Formal Link Between Strategy and Results. CRC Press, 2016, 229 p.
  8. Бородакий Ю.В., Авдонин Б.Н., Батьковский А.М., Кравчук П.В. Моделирование процесса разработки наукоемкой продукции в оборонно-промышленном комплексе // Вопросы радиоэлектроники. 2014. Т. 4. № 2. С. 21–34.
  9. Авдонин Б.Н., Батьковский А.М., Кравчук П.В. Теоретические основы и инструментарий управления развитием высокотехнологичных предприятий // Электронная промышленность. 2014. № 2. С. 112–121.
  10. Илышева Н.Н., Крылов С.И. Финансовая стратегия организации: понятие, содержание и анализ // Финансы и кредит. 2004. № 17. С. 8–17. URL: Link
  11. Li S. Obviously Strategy-Proof Mechanisms. The American Economic Review, 2017, vol. 107, iss. 11, pp. 3257–3287. URL: Link
  12. Chang J.F. Business Process Management Systems: Strategy and Implementation. CRC Press, 2016, 304 p.
  13. Климова Н.В. Разработка финансовой стратегии организации на базе автоматизированной обработки информации // Экономический анализ: теория и практика. 2007. № 12. С. 10–14. URL: Link
  14. Menga E., Dan A., Lu Jing, Liu Xiaodong. Ranking Alternative Strategies by SWOT Analysis in the Framework of the Axiomatic Fuzzy Set Theory and the ER Approach. Journal of Intelligent & Fuzzy Systems, 2015, vol. 28, iss. 4, pp. 1775–1784. URL: Link
  15. Foley É., Guillemette M.G. Taxonomy of Business Intelligence Strategies in Organizations. Université de Sherbrooke Cahiers de Recherché, 2017, 10 p. URL: Link
  16. Колтакова Г.В. Выбор стратегии предприятия как фактор развития рыночного потенциала // Финансы и кредит. 2017. Т. 23. Вып. 14. С. 830–837. URL: Link
  17. Влацкая И.В., Нестеренко М.Ю., Полежаев П.Н. Модели поддержки принятия решений в условиях неопределенности, сводящиеся к кооперативным играм // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 9. С. 143–149. URL: Link
  18. Настыч М.А. Справедливая стоимость фирм при экономической интеграции // Финансы и кредит. 2015. № 43. С. 53–66. URL: Link
  19. Благирева Е.Н. Проектирование производственной стратегии инновационного предприятия // Финансовая экономика. 2014. № 6. С. 27–32.
  20. Горшкова Л.А., Поплавский Б.Н. Реализация и контроль выполнения стратегии с использованием эвристического инструментария // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 11. С. 29–34. URL: Link
  21. Караев Р.А., Микаилова Р.Н., Сафарли И.И. и др. Когнитивные инструменты для динамического анализа бизнес-стратегий предприятий // Бизнес-информатика. 2018. № 1. С. 7–16. URL: Link/218808429.html
  22. Корнилов Д.А. Формирование классификации видов стратегий в области стратегического управления // Экономический анализ: теория и практика. 2007. № 21. С. 24–30. URL: Link
  23. Booth S.A. Crisis Management Strategy: Competition and Change in Modern Enterprises. Routledge, 2015, 326 p.
  24. Bjerke M.B., Renger R. Being Smart about Writing SMART Objectives. Evaluation and Program Planning, 2017, vol. 61, pp. 125–127. URL: Link
  25. Свиридова С.В. Формирование организационно-экономического механизма реализации стратегии инновационного развития промышленных предприятий // Организатор производства. 2016. № 1. С. 73–79. URL: Link
  26. Суворова А.П. Методологический подход к оценке эффективности деятельности экономической организации // Финансы и кредит. 2006. № 4. С. 43–48. URL: Link
  27. Смольянинов К.В. Определение стратегии инновационного развития промышленного предприятия // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 48. С. 11–24. URL: Link
  28. Borodin A.I., Tatuev A.A., Shash N.N. et al. Economic-Mathematical Model of Building a Company's Potential. Asian Social Science, 2015, vol. 11, iss. 14, pp. 198–204. URL: Link
  29. Давыдова Л.В., Соколова Н.Н. Финансовая стратегия и подходы к определению потенциала предприятия // Финансы и кредит. 2005. № 36. С. 46–49. URL: Link
  30. Bagnoli C., Vedovato M. The Impact of Knowledge Management and Strategy Configuration Coherence on SME Performance. Journal of Management & Governance, 2014, vol. 18, iss. 2, pp. 615–647. URL: Link
  31. Elkind E., Rothe J. Cooperative Game Theory. In: Rothe J. (Ed.) Economics and Computation. Springer Texts in Business and Economics. Berlin, Heidelberg, Springer, 2016, pp. 135–193. URL: Link
  32. Сергеев А.Л. Экономический человек и экономический агент в теории рационального выбора // Финансы и кредит. 2006. № 10. С. 51–57. URL: Link
  33. Gagné M. From Strategy to Action: Transforming Organizational Goals into Organizational Behavior. International Journal of Management Reviews, 2018, vol. 20, iss. S1, pp. S83–S104. URL: Link
  34. Batkovskiy A.M., Kalachikhin P.A., Semenova E.G. et al. Economic-Mathematical Model and Mathematical Methods for Substantiating the Choice of the Company Innovation Strategy. Indian Journal of Science and Technology, 2016, vol. 9, iss. 27, pp. 99–111. URL: Link
  35. Давыдова Л.В., Ильминская С.А. Политика управления оборотным капиталом как часть общей финансовой стратегии предприятия // Финансы и кредит. 2006. № 15. С. 5–11. URL: Link

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 18, вып. 2, февраль 2019

Другие номера журнала