«Экономический анализ: теория и практика»
 

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Влияние неформальных институтов на межфирменные взаимодействия

Купить электронную версию статьи

Журнал «Экономический анализ: теория и практика»
т. 18, вып. 5, май 2019

Получена: 10.04.2019

Получена в доработанном виде: 19.04.2019

Одобрена: 29.04.2019

Доступна онлайн: 30.05.2019

Рубрика: Теория экономического анализа

Коды JEL: D02, D21, D23

Страницы: 800–816

https://doi.org/10.24891/ea.18.5.800

Попов Е.В. доктор экономических наук, член-корреспондент РАН, руководитель Центра экономической теории, Институт экономики Уральского отделения РАН, Екатеринбург, Российская Федерация 
epopov@mail.ru

https://orcid.org/0000-0002-5513-5020
SPIN-код: 9980-7417

Симонова В.Л. кандидат экономических наук, доцент кафедры политической экономии, Уральский государственный экономический университет (УрГЭУ), Екатеринбург, Российская Федерация 
simonova4@yandex.ru

https://orcid.org/0000-0003-2814-464X
SPIN-код: 2760-7620

Тихонова А.Д. старший преподаватель кафедры экономики предприятий, Уральский государственный экономический университет (УрГЭУ), Екатеринбург, Российская Федерация 
yami513@mail.ru

https://orcid.org/0000-0002-7983-2832
SPIN-код: 8473-9668

Предмет. Объектом исследования выступают межфирменные взаимодействия, а предметом – экономические отношения между агентами хозяйственной деятельности по поводу применения неформальных экономических институтов.
Цели. Систематизация роли и места неформальных институтов в межфирменных взаимодействиях для выявления их влияния на экономику.
Методология. В процессе исследования проведен логический анализ опубликованных в мировой научной литературе данных по основным положениям теории агентских отношений, теории трансакционных издержек и ресурсной теории фирмы, эволюционной и институциональной теорий, теории сетевой экономики.
Результаты. Уточнено понятие неформальных институтов как спонтанно складывающейся системы связей и норм межфирменных взаимодействий без жестко закрепленных стандартов и характеризующихся ситуационным характером отношений. Предложена типология неформальных институтов в зависимости от особенностей межфирменных взаимодействий. Сформирована матрица сетей, порождаемых межфирменными взаимодействиями. Доказано, что использование неформальных институтов в межфирменных взаимодействиях, следование векторам развития, задаваемым ими, может принести организациям дивиденды в виде укрепления конкурентных позиций, снижения трансакционных издержек, повышения престижа, получения новых стимулов развития и получения общественных выгод для социально ответственных компаний. Результаты исследования могут быть использованы при разработке механизмов обеспечения устойчивых сетевых взаимодействий для долгосрочного развития экономики.
Выводы. Подтверждена гипотеза о решающем влиянии эффектов неформального межфирменного сотрудничества на модернизацию экономического пространства и обеспечение системной целостности страны. Новизна результатов исследования заключается в разработке модели сетевых взаимодействий, использование которой в формировании межфирменных сетей позволит экономическим агентам осуществлять быструю и эффективную адаптацию к изменениям рыночных условий.

Ключевые слова: межфирменное сотрудничество, неформальные институты, сетевые взаимодействия, сети

Список литературы:

  1. Barney J.B., Ouchi W.G. Information Cost and Organizational Governance. Management Science, 1984, no. 10, pp. 460–481.
  2. Davis G.F. Agents without Principles? The Spread of the Poison Pill through the Intercorporate Network. Administrative Science Quarterly, 1991, vol. 36, iss. 4, pp. 583–613. URL: Link
  3. Williamson O.E. The Economic Institutions of Capitalism. N.Y., Free Press, 1998, 468 p.
  4. Chandler A.D. Jr. What is a Firm? A Historical Perspective. European Economic Review, 1992, vol. 36, iss. 2-3, pp. 483–492. URL: Link90106-7
  5. Nelson R. National Innovation Systems: A Comparative Analysis. Oxford, Oxford University Press, 1993, 560 p.
  6. Панеях Э.Л. Формальные правила и неформальные институты их применения в российской экономической практике // Экономическая социология. 2001. № 4. С. 56–68. URL: Link
  7. Кузьминов Я.И. Советская экономическая культура: наследие и пути модернизации // Вопросы экономики. 1992. № 3. С. 44–57. URL: Link
  8. Либман А.М. Институциональная конкуренция и постсоветская трансформация (влияние неформальных институтов) // Общественные науки и современность. 2006. № 6. С. 53–64. URL: Link
  9. Латова Н.В., Латов Ю.В. Инновационные площадки России – «хорошие и разные» (Часть первая) (структурный анализ) // Социологическая наука и социальная практика. 2016. № 1. С. 48–70. URL: Link
  10. Хелмке Г., Левитски С. Неформальные институты и сравнительная политика // Прогнозис. 2007. № 10. С. 188–211. URL: Link
  11. Нечипоренко Л.В., Кучеренко Н.А., Бакутина И.А. Неформальные институты в российской экономике // Экономика и социум. 2016. № 4. С. 25–28. URL: Link
  12. Грозова О.С. К вопросу о классификации институтов развития и институциональных рисков инновационной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. С. 200–210. URL: Link
  13. Felzensztein C., Gimmon E. Social Networks and Marketing Cooperation in Entrepreneurial Clusters: An International Comparative Study. Journal of International Entrepreneurship, 2009, no. 7, pp. 281–291. URL: Link
  14. Bode A., Daberitz I., Fionik J. Messung von Kooperationserfolg in Clustern. Schmalenbachs Zeitschrift für betriebswirtschaftliche Forschung, 2011, vol. 63, iss. 7, pp. 662–688. URL: Link
  15. Bode A., Talmon l'Armee T.B., Alig S. Research Note: Clusters vs. Networks — A Literature-Based Approach towards an Integrated Concept. International Journal of Globalisation and Small Business (IJGSB), 2010, vol. 4, iss. 1, pp. 92–110. URL: Link
  16. Медведь А.А., Винокуров С.С., Поташова И.Ю. Неформальные институты инвестиционного процесса в Российской Федерации // Петербургский экономический журнал. 2017. № 4. С. 38–45.
  17. Гребенькова М.П. Роль неформальных институтов в механизме реструктуризации градообразующих предприятий моногородов // Экономика и предпринимательство. 2018. № 10. С. 434–440.
  18. Япаров С.С. Влияние формальных и неформальных институтов на экономическое развитие // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2016. № 5. С. 173–177. URL: Link
  19. Ляско А.К. Власть институтов: доверие, контроль и неформальное регулирование практики экономических отношений // Социум и власть. 2016. № 1. С. 68–73. URL: Link
  20. Колесникова Л.А. Неформальный сектор: издержки «переходности» или отражение социального самосознания? // Общественные науки и современность. 2002. № 5. С. 48–65. URL: Link
  21. Удалов Д.В. Механизм институциональной саморегуляции фирмы // Российское предпринимательство. 2008. Т. 9. № 7. С. 19–23. URL: Link
  22. Rosenfeld S.A. Bringing Business Clusters into the Mainstream of Economic Development. European Planning Studies, 1997, vol. 5, iss. 1, pp. 3–23. URL: Link
  23. Попов Е.В. Трансакционное измерение институтов // Экономическая наука современной России. 2011. № 2. С. 25–40.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 18, вып. 8, август 2019

Другие номера журнала