«Экономический анализ: теория и практика»
 

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Интеграция экономических дисциплин в образовательные программы технических направлений подготовки как условие формирования специалистов, востребованных на современном рынке труда

Купить электронную версию статьи

Журнал «Экономический анализ: теория и практика»
т. 18, вып. 5, май 2019

Получена: 12.02.2019

Получена в доработанном виде: 11.04.2019

Одобрена: 30.04.2019

Доступна онлайн: 30.05.2019

Рубрика: АНАЛИЗ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Коды JEL: А12, А20, А22

Страницы: 958–973

https://doi.org/10.24891/ea.18.5.958

Дмитриева О.В. кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента медиабизнеса высшей школы печати и медиаиндустрии, Московский политехнический университет (Московский Политех), Москва, Российская Федерация 
ovdmitrieva@yandex.ru

https://orcid.org/0000-0001-8328-3971
SPIN-код: 3489-4729

Предмет. Проектирование образовательных программ технических направлений подготовки с учетом формирования экономических компетенций, предусмотренных образовательными стандартами.
Цели. Разработка предложений по созданию универсального экономического модуля в структуре образовательных программ технических направлений уровня бакалавриата, позволяющего сформировать предусмотренные образовательными стандартами компетенции и подготовить выпускника, востребованного современным рынком труда.
Методология. Использовались методы экспертного анализа нормативных документов в области образования, методы сравнения, дедукции.
Результаты. На основе сравнения образовательных стандартов поколений ФГОС 3+ и ФГОС 3++ и анализа работ российских специалистов в области образования определены основные экономические компетенции, необходимые инженерным специалистам. Предложен модуль «экономические основы предпринимательства в профессиональной сфере» для технических направлений подготовки бакалавров, дисциплины которого направлены на формирование экономических компетенций, предусмотренных образовательными стандартами. Результаты исследования могут быть использованы практикующими специалистами – работниками учебно-методических подразделений вузов, которые занимаются проектированием образовательных программ технических направлений подготовки уровня бакалавриата.
Выводы. Интеграция в образовательные программы бакалавриата технических направлений модуля дисциплин, нацеленных на формирование экономических компетенций у будущих инженеров (экономика организации, калькулирование себестоимости и бюджетирование, бизнес-планирование и анализ инвестиционных проектов) позволит вузам подготовить специалистов, востребованных в условиях современного рынка труда. Установлено соответствие между дисциплинами модуля «экономические основы предпринимательства в сфере профессиональной деятельности» и компетенциями отдельных образовательных стандартов бакалавриата технических направлений подготовки.

Ключевые слова: высшее образование, бакалавриат, образовательная программа

Список литературы:

  1. Хайкин М.М., Базжина В.А. Проблемы преподавания экономической теории в техническом вузе // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2014. № 2. URL: Link
  2. Чистоходова Л.И. Экономическое образование: проблемы и задачи // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2003. № 5. С. 104–105. URL: Link
  3. Колоницкая О.Л. Гуманитарная составляющая технического образования в XXI веке // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. № 14. С. 263–269. URL: Link/ kolonitskaya_14_37_263_269.pdf
  4. Жданова Е.Г., Пащинская Л.И. Культуроформирующее обучение экономическим дисциплинам как направление формирования общекультурных компетенций // Вестник Воронежского института МВД России. 2013. № 4. С. 113–118. URL: Link
  5. Городецкая Е.Я., Трубникова Э.И. Гуманитаризация технического образования как педагогическая проблема // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2010. № 1. С. 5–7. URL: Link
  6. Осипов В.Е., Куценко Н.Ю. Проблемы гуманитаризации образования в техническом вузе // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 319. С. 39–42. URL: Link
  7. Сапрыкин Д.Л. Инженерное образование в России: история, концепция, перспективы // Высшее образование в России. 2012. № 1. С. 125–137. URL: Link
  8. Александров А.А., Федоров И.Б., Медведев В.Е. Инженерное образование сегодня: проблемы и решения // Высшее образование в России. 2013. № 12. С. 3–8. URL: Link
  9. Чигиринская Н.В. Новые аспекты технического образования: экономическая компетентность инженера // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. № 6. С. 76–79. URL: Link
  10. Колбачев Е.Б. Развитие российской инженерной экономики и производственного менеджмента: Роль высшего образования // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). 2010. № 2. С. 15–25. URL: Link information_items_property_349.pdf
  11. Прохорова М.В. Гуманитарные и социально-экономические дисциплины в техническом вузе в контексте Болонского процесса // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Сер.: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. 2013. № 3. С. 75–96. URL: Link
  12. Соловьёв А.Н. Тенденции в развитии высшего технического образования в Российской федерации и за рубежом // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина». 2010. № 3. С. 43–47. URL: Link
  13. Сергеева М.Г. Непрерывное экономическое образование в условиях паритетности образования и экономики в обновляющейся России // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2011. № 5. C. 117–126. URL: Link
  14. Сергеева М.Г. Концептуальные положения развития непрерывного экономического образования в системе профессионального образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 3. С. 37–54. URL: Link
  15. Дондупова Ю.Р. Особенности экономического образования студентов непрофильных специальностей среднего профессионального учреждения // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 1. С. 26–30. URL: Link
  16. Мисаилов А.Ю. Требования к экономической подготовке студентов колледжа в современном профессиональном образовании // Науковедение. 2011. № 2. URL: Link
  17. Лепеш Г.В. Инженерная составляющая экономического образования // Технико-технологические проблемы сервиса. 2017. № 3. С. 3–6. URL: Link
  18. Кирсанов О.И., Кирсанова Е.С. Гуманитарные науки в инженерно-техническом вузе и проблема воспитания // Высшее образование в России. 2012. № 8–9. С. 104–109. URL: Link
  19. Надеева М.И., Авхатшина Р.Р. К вопросу о гуманитаризации высшего технического образования // Вестник Казанского технологического университета. 2010. № 3. С. 66–69. URL: Link

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 18, вып. 8, август 2019

Другие номера журнала