«Экономический анализ: теория и практика»
 

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Европейский опыт экономического анализа пространственной организации вузовской сети

Купить электронную версию статьи

т. 19, вып. 4, апрель 2020

Получена: 13.11.2019

Получена в доработанном виде: 11.12.2019

Одобрена: 04.02.2020

Доступна онлайн: 28.04.2020

Рубрика: НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ

Коды JEL: I25, R12

Страницы: 780–796

https://doi.org/10.24891/ea.19.4.780

Болгова Е.В. кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики и управления, Самарский государственный экономический университет (СГЭУ), Самара, Российская Федерация 
elena_bolgova@rambler.ru

ORCID id: отсутствует
SPIN-код: 6894-2302

Болгов С.А. кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС), Самара, Российская Федерация 
bolgov@vostok-invest.ru

ORCID id: отсутствует
SPIN-код: 6930-5278

Курникова М.В. кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики и управления, Самарский государственный экономический университет (СГЭУ), Самара, Российская Федерация 
mvkurnikova@gmail.com

ORCID id: отсутствует
SPIN-код: 5772-0169

Предмет. Экономический анализ пространственной организации вузовской сети.
Цели. Разработка методов экономического анализа пространственной организации вузовской сети на основе европейского опыта, информационных источников территориального размещения вузов.
Методология. Теоретический анализ вузовской сети как пространственно локализованной системы; экономико-статистические методы выборки и группировки, построения обобщающих экономических показателей распределения, индикативный, индексный, рейтинговый методы.
Результаты. Обоснованы подходы к развитию вузовской сети в рамках модели с пассивным приемом знания и модели движущей силы территориального развития. Разработано информационное обеспечение и методы экономического анализа пространственной организации вузовской сети. Предложена и апробирована методика оценки пространственной организация вузовской сети.
Выводы. Современная региональная политика, стратегия социально-экономического и пространственного развития Российской Федерации требуют научного обоснования и эффективных методов анализа размещения вузовской сети по территории страны. Теоретические положения и разработка указанных методов в странах Евросоюза обосновывают эффективность европейского опыта формирования информационных источников и экономического анализа пространственной организации вузовской сети. Предлагаемые методы выборки и группировки вузов, построения обобщающих экономических показателей территориального размещения, методы индикативного, индексного, рейтингового анализа, апробированные на примере вузовской сети Франции, позволили получить оценки равномерности «университетской плотности», подтвержденные политикой этой страны. Предлагаемый комплекс методов индикативного, индексного, рейтингового анализа, используемый в оценке пространственной структуры вузовской сети, рекомендован для обоснования управленческих решений и стратегий развития высшего образования, стратегий пространственного и социально-экономического развития, политики выравнивания социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Ключевые слова: анализ, метод, вузовская сеть, европейский опыт

Список литературы:

  1. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2005. 390 с.
  2. Guston D.H. Retiring the Social Contract for Science. Issues in Science and Technology, 2000, vol. 16, iss. 4. URL: Link
  3. Harrison J., Turok I. Universities, Knowledge and Regional Development. Regional Studies, 2017, vol. 51, iss. 7, pp. 977–981. URL: Link
  4. Harrison J., Smith D.P., Kinton C. Relational regions ‘in the making’: Institutionalizing new regional geographies of higher education. Regional Studies, 2017 vol. 51, iss. 7, pp. 1020–1034. URL: Link
  5. Johnston A., Huggins R. Drivers of University-industry Links: The case of Knowledge-intensive Business Service Firms in Rural Locations. Regional Studies, 2016, vol. 50, iss. 8, pp. 1330–1345. URL: Link
  6. Smith H.L., Keeble D., Lawson C. et al. Contrasting Regional Innovation Systems in Oxford and Cambridge. In: J. de La Mothe, G. Paquet (eds) Local and Regional Systems of Innovation. Economics of Science, Technology and Innovation, vol. 14. Springer, Boston, MA, 1998. URL: Link
  7. Bolgova E.V., Grodskaya G.N., Kurnikova M.V. The model for meeting digital economy needs for higher education programs. In: Ashmarina S., Mesquita A., Vochozka M. (eds) Digital Transformation of the Economy: Challenges, Trends and New Opportunities. Advances in Intelligent Systems and Computing, vol. 908. Springer, Cham, 2020, pp. 542–556. URL: Link
  8. Болгова Е.В., Болгов С.А., Курникова М.В. Пространственная организация вузовской сети в мировых образовательных моделях // Региональная экономика: теория и практика. 2019. Т. 17. Вып. 10. С. 1412–1430 URL: Link
  9. Kohoutek J., Pinheiro R., Čábelková I. et al. The Role of Higher Education in the Socio-Economic Development of Peripheral Regions. Higher Education Policy, 2017, vol. 30, pp. 401–403. URL: Link
  10. Pinheiro R. Knowledge and the 'Europe of the Regions: The case of the High North. In: M. Kwiek, P. Maassen (eds). National Higher Education Reforms in a European Context: Comparative Reflections on Poland and Norway, Frankfurt, Peter Lang, 2012, pp. 179–208.
  11. Pinheiro R. Bridging the Local with the Global: Building A New University on the Fringes of Europe. Tertiary Education and Management, 2013, vol. 19, iss. 2, pp. 144–160. URL: Link
  12. Universities, Cities and Regions. Loci for Knowledge and Innovation Creation. Ed. by R. Capello, A. Olechnicka, G. Gorzelak. Routledge, Abingdon, 2012, 400 p.
  13. Pugh R. Universities and Economic Development in Lagging Regions: ‘Triple Helix’ Policy in Wales. Regional Studies, 2017, vol. 51, iss. 7. URL: Link
  14. Frenkel A., Leck E. Spatial Aspects of Education–Job Matching in Israel. Regional Studies, 2017, vol. 51, iss. 7. URL: Link
  15. Simha O.R. The Economic Impact of Eight Research Universities on the Boston Region. Tertiary Education and Management, 2005, vol. 11, iss. 3, pp. 269–278. URL: Link
  16. Trippl M., Sinozic T., Smith H. Lawton. The Role of Universities in Regional Development: Conceptual Models and Policy Institutions in the UK, Sweden and Austria. European Planning Studies, 2015, vol. 23, iss. 9, pp. 1722–1740. URL: Link
  17. Goldstein H., Drucker J. The Economic Development Impacts of Universities on Regions: Do Size and Distance Matter? Economic Development Quarterly, 2006, vol. 20, iss. 1, pp. 22–43. URL: Link
  18. Valero A., Van Reenen J. The Economic Impact of Universities: Evidence from Across the Globe. Economics of Education Review, 2019, vol. 68, pp. 53–67. URL: Link
  19. Hanushek E., Woessmann L. Do Better Schools Lead to More Growth? Cognitive Skills, Economic Outcomes and Causation. Journal of Economic Growth, 2012, vol. 17, pp. 267–321. URL: Link
  20. Hanushek E.A. Will More Higher Education Improve Economic Growth? Oxford Review of Economic Policy, 2016, vol. 32, iss. 4, pp. 538–552. URL: Link

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 19, вып. 5, май 2020

Другие номера журнала