+7(495) 989 9610
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Экономический анализ: теория и практика»
 

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Оценка внешних эффектов распространения высшего образования в российских условиях

т. 19, вып. 8, август 2020

Получена: 19.06.2020

Получена в доработанном виде: 10.07.2020

Одобрена: 28.07.2020

Доступна онлайн: 28.08.2020

Рубрика: АНАЛИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Коды JEL: I26, I27, J24, J31

Страницы: 1490–1511

https://doi.org/10.24891/ea.19.8.1490

Мельников Р.М. доктор экономических наук, профессор кафедры государственного регулирования экономики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Москва, Российская Федерация 
rmmel@mail.ru

https://orcid.org/0000-0001-6335-2458
SPIN-код: 3472-1666

Предмет. Изучение влияния распространения высшего образования в России на уровень доходов экономических агентов, взаимодействующих с выпускниками вузов различных профилей.
Цели. Проверка гипотезы о существовании внешних эффектов распространения высшего образования в российских условиях, характеризующихся убывающей отдачей от прироста доли экономически активного населения с высшим образованием и дифференциацией отдачи от прироста численности выпускников с различными профилями образования.
Методология. Для оценки внешних эффектов распространения высшего образования в России проведен регрессионный анализ данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения. Использована модель панельной регрессии c квадратичной зависимостью логарифма реальной заработной платы от доли экономически активного населения с высшим образованием, а также фиксированными эффектами населенных пунктов и временными эффектами.
Результаты. Выявлено наличие положительного внешнего эффекта распространения высшего образования в российских условиях, снижающегося по мере повышения охвата высшим образованием. В наибольшей степени от распространения высшего образования в нашей стране выигрывают специалисты по профилю юриспруденции и государственного и муниципального управления. Повышение доли выпускников с высшим техническим образованием не порождает значительных положительных внешних эффектов, что обусловлено структурой российской экономики и моделью ее экономического развития, в которой на компетенции, обеспечивающие инновационное развитие промышленности, предъявляется достаточно ограниченный спрос.
Выводы. Несмотря на снижение внешних эффектов инвестиций в высшее образование, решение о его получении остается вполне рациональным, поскольку частная отдача от высшего образования остается достаточно большой. Повышение внешних эффектов подготовки специалистов по профилю естественных и технических наук требует не только совершенствования учебных программ российских технических вузов, но и глубоких институциональных изменений, позволяющих сделать инновации ключевым фактором конкурентоспособности российских компаний.

Ключевые слова: инвестиции в человеческий капитал, отдача от образования, внешние эффекты, массовизация высшего образования, образовательный пузырь

Список литературы:

  1. Дедов С.В., Шишкин А.Ф., Гордиенко Н.С. Теоретические и методологические подходы к оценке человеческого капитала // Финансы и кредит. 2008. № 22. С. 64–69. URL: Link
  2. Клещева Ю.С. Качество трудовой жизни и инновационная активность человеческого капитала в условиях глобализации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 4. С. 56–62. URL: Link
  3. Кузнецов Ю.А. Человеческий капитал, производительность труда и экономический рост. II // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 44. С. 2–14. URL: Link
  4. Lucas R.E. Jr. On the Mechanics of Economic Development. Journal of Monetary Economics, 1988, vol. 22, no. 1, pp. 3–42. URL: Link
  5. Кузнецов Ю.А. Человеческий капитал, производительность труда и экономический рост. I // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 43. C. 2–17. URL: Link
  6. Иноземцева Л.Н., Кликунов Н.Д. Эффективность вложений в высшее образование: определение направления исследований // Экономический анализ: теория и практика. 2003. № 7. С.19–22. URL: Link
  7. Jovanovic B., Rob R. The Growth and Diffusion of Knowledge. The Review of Economic Studies, 1989, vol. 56, iss. 4, pp. 569–582. URL: Link
  8. Acemoglu D. A Microfoundation for Social Increasing Returns in Human Capital Accumulation. The Quarterly Journal of Economics, 1996, vol. 111, iss. 3, pp. 779–804. URL: Link
  9. Manning A. We Can Work It Out: The Impact of Technological Change on the Demand for Low–Skilled Workers. Scottish Journal of Political Economy, 2004, vol. 51, iss. 5, pp. 581–608. URL: Link
  10. Mazzolari F., Ragusa G. Spillovers from High-Skill Consumption to Low-Skill Labor Markets. Review of Economics and Statistics, 2013, vol. 95, iss. 1, pp. 74–86. URL: Link
  11. Недоспасова О.П., Барышева А.Г., Кайда А.Ю. Социальные экстерналии образовательных инвестиций: опыт стран ОЭСР // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2019. Т. 15. Вып. 4. С. 629–647. URL: Link
  12. Разумова Т.О. Влияние высшего образования на доходы работника // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 13. С. 29–37. URL: Link
  13. Гимпельсон В.Е. Нужен ли российской экономике человеческий капитал? Десять сомнений // Вопросы экономики. 2016. № 10. С. 129–143. URL: Link
  14. Katz L., Murphy K. Changes in Relative Wages: 1963–1987: Supply and Demand Factors. The Quarterly Journal of Economics, 1992, vol. 107, iss. 1, pp. 35–78. URL: Link
  15. Spence M. Job Market Signaling. The Quarterly Journal of Economics, 1973, vol. 87, iss. 3, pp. 355–374. URL: Link
  16. Гречко М.В. «Провалы образования» как барьер развития отечественной системы образования в условиях инновационного рывка // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 17. С. 12–20. URL: Link
  17. Гречко М.В. Человеческий капитал как интенсивный фактор развития отечественной экономики в условиях глобальных изменений // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 27. С. 10–20. URL: Link
  18. Савзиханова С.Э. Проблемы и перспективы повышения качества образовательных услуг в сфере высшего образования // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 10. С. 39–43. URL: Link
  19. Балацкий Е.В. Синдром аритмии реформ в системе высшего образования // Журнал Новой экономической ассоциации. 2014. № 4. С. 111–140. URL: Link
  20. Вержбицкий В.В. Глобальные кадровые дисбалансы и «образовательные пузыри» // Экономика образования. 2016. № 3. C. 23–43.
  21. Натхов Т.В., Полищук Л.И. Инженеры или юристы? Институты и спрос на высшее образование // Вопросы экономики. 2012. № 10. C. 30–51. URL: Link
  22. Mincer J. Schooling, Experience and Earnings. N.Y., Columbia University Press for the National Bureau of Economic Research, 1974, 167 p.
  23. Rauch E.I. Productivity Gains from Geographic Concentration of Human Capital: Evidence from the Cities. Journal of Urban Economics, 1993, vol. 34, iss. 3, pp. 380–400. URL: Link
  24. Acemoglu D., Angrist J. How Large are Human-Capital Externalities? Evidence from Compulsory-Schooling Laws. NBER Macroeconomics Annual, 2000, vol. 15, pp. 9–59. URL: Link
  25. Moretti E. Estimating the Social Return to Higher Education: Evidence from Longitudinal and Repeated Cross-Sectional Data. Journal of Econometrics, 2004, vol. 121, iss. 1-2, pp. 175–212. URL: Link
  26. Muravyev A. Human Capital Externalities: Evidence from the Transition Economy of Russia. Economics of Transition and Institutional Change, 2008, vol. 16, iss. 3, pp. 415–443. URL: Link
  27. Yunling Liang, Zhiqiang Liu, Haizheng Li. Identifying Human Capital Externality: Evidence from China. Journal of Management Science and Engineering, 2016, vol. 1, iss. 1, pp. 75–93. URL: Link
  28. Sand B.M. A Re-Examination of the Social Returns to Education: Evidence from U.S. Cities. Labour Economics, 2013, vol. 24, pp. 97–106. URL: Link
  29. Winters J.V. STEM Graduates, Human Capital Externalities, and Wages in the U.S. Regional Science and Urban Economics, 2014, vol. 48, pp. 190–198. URL: Link rights and content
  30. Heckman J.J. Sample Selection Bias as a Specification Error. Econometrica, 1979, vol. 47, iss. 1, pp. 153–161. URL: Link
  31. Соболев Л.Б. Проблемы инженерного образования в России // Экономический анализ: теория и практика. 2018. Т. 17. Вып. 7. С. 1252–1267. URL: Link
  32. Winters J.V. Human Capital Externalities and Employment Differences Across Metropolitan Areas of the USA. Journal of Economic Geography, 2013, vol. 13, iss. 5, pp. 799–782. URL: Link
  33. Скоблякова И.В. Инвестиции в человеческий капитал и эффекты образования // Финансы и кредит. 2006. № 23. С. 76–79. URL: Link

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 19, вып. 9, сентябрь 2020

Другие номера журнала