+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Экономический анализ: теория и практика»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Оценка отдачи от религиозного капитала на российском рынке труда

Купить электронную версию статьи

т. 19, вып. 9, сентябрь 2020

Получена: 03.08.2020

Получена в доработанном виде: 15.08.2020

Одобрена: 30.08.2020

Доступна онлайн: 29.09.2020

Рубрика: АНАЛИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Коды JEL: J24, J31, Z12, Z13

Страницы: 1671–1694

https://doi.org/10.24891/ea.19.9.1671

Мельников Р.М. доктор экономических наук, профессор кафедры государственного регулирования экономики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Москва, Российская Федерация 
rmmel@mail.ru

https://orcid.org/0000-0001-6335-2458
SPIN-код: 3472-1666

Предмет. Изучение влияния вероисповедания на уровень зарплат и вероятность безработицы в российских условиях.
Цели. Проверка гипотезы о том, что в российских условиях наличие религиозной веры и частое посещение храмов сопровождаются повышением доходов от трудовой деятельности.
Методология. С использованием данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения оценивается расширенное уравнение Дж. Минцера, включающее переменные, характеризующие религиозность респондента. Для оценки влияния религиозной принадлежности и степени активности участия в религиозных мероприятиях на вероятность безработицы и удовлетворенность жизнью используются пробит-регрессии.
Результаты. Расчеты показали, что российский рынок труда вознаграждает мужчин с умеренной и высокой степенью религиозности, прирост зарплаты которых достигает 17% от уровня неверующих с сопоставимым образованием и трудовым стажем. В то же время глубоко верующие мусульманки заняты в наиболее низкооплачиваемых сферах. Доступ к религиозным сетям активных участников религиозных мероприятий расширяет их возможности в сфере занятости, прежде всего мужчин-мусульман. Наличие религиозной веры и активное посещение храмов положительно влияют на удовлетворенность жизнью, и этот эффект наиболее значим для православных христианок.
Выводы. Эмпирические оценки свидетельствуют, что религия является институтом, способствующим поддержанию конкурентоспособности отдельных индивидов и их групп и сетей. Позитивное влияние религиозного капитала на доходы и занятость может быть обусловлено формированием вознаграждаемых на рынке труда деловых качеств, взаимной поддержкой участников религиозных сетей, а также социальным давлением, затрудняющим построение успешной карьеры атеистами в условиях, когда большинство членов общества и политическая элита заявляют о наличии религиозных убеждений. Это позволяет рассматривать религиозный капитал наряду с образовательным капиталом и капиталом здоровья в качестве одной из составляющих человеческого капитала, а также фактора социально-экономического развития.

Ключевые слова: экономика религии, религиозный капитал, человеческий капитал, рынок труда, субъективно воспринимаемый уровень благосостояния

Список литературы:

  1. Iyer S. The New Economics of Religion. Journal of Economics Literature, 2016, vol. 54, no. 2, pp. 395–411. URL: Link
  2. Smith A. An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations. London, W. Strahan and T. Cadell, 1776.
  3. Weber M. The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism. London, George Allen & Unwin Ltd., 1930.
  4. Basedau M. et al. The Multidimensional Effects of Religion on Socioeconomic Development: A Review of the Empirical Literature. Journal of Economic Surveys, 2018, vol. 32, no. 4, pp. 1106–1133. URL: Link
  5. Barro R.J., McCleary R.M. Religion and Economic Growth Across Countries. American Sociological Review, 2003, vol. 68, no. 5, pp. 760–781. URL: Link
  6. McCleary R.M., Barro R.J. Religion and Political Economy in an International Panel. Journal for the Scientific Study of Religion, 2006, vol. 45, no. 2, pp. 149–175. URL: Link
  7. Guiso L., Sapienza P., Zingales L. People's Opium? Religion and Economic Attitudes. Journal of Monetary Economics, 2003, vol. 50, no. 1, pp. 225–282. URL: Link00202-7
  8. La Porta R., Lopez-de-Silanes F., Shleifer A., Vishny R.W. Trust in Large Organizations. The American Economic Review, 1997, vol. 87, no. 2, pp. 333–338. URL: Link
  9. Tomes N. Religion and the Rate of Return on Human Capital: Evidence from Canada. The Canadian Journal of Economics, 1983, vol. 16, no. 1, pp. 122–138. URL: Link
  10. Tomes N. The Effects of Religion and Denomination on Earnings and the Returns to Human Capital. The Journal of Human Resources, 1984, vol. 19, no. 4, pp. 472–488. URL: Link
  11. Tomes N. Religion and the Earnings Function. The American Economic Review, 1985, vol. 75, no. 2, pp. 245–250. URL: Link
  12. Chiswick B.R. The Earnings and Human Capital of American Jews. Journal of Human Resources, 1983, vol. 18, no. 3, pp. 313–336. URL: Link
  13. Chiswick C.U. An Economic Perspective on Religious Education: Complements and Substitutes in a Human Capital Portfolio. Research in Labor Economics, 2006, vol. 24, pp. 449–467. URL: Link24014-1
  14. Davila A., Mora M.T. Changes in the Earnings of Arab Men in the US between 2000 and 2002. Journal of Population Economics, 2005, vol. 18, no. 4, pp. 587–601. URL: Link
  15. Kaushal N., Kaestner R., Reimers C. Labor Market Effects of September 11th on Arab and Muslim Residents of the United States. Journal of Human Resources, 2007, vol. 42, no. 2, pp. 275–308. URL: Link
  16. Cornelissen T., Jirjahn U. September 11th and the Earnings of Muslims in Germany – The Moderating Role of Education and Firm Size. Journal of Economic Behavior and Organization, 2012, vol. 81, no. 2, pp. 490–504. URL: Link
  17. Dilmaghany M. Religiosity and Labour Earnings in Canadian Provinces. Journal of Labor Research, 2017, vol. 38, no. 1, pp. 82–99. URL: Link
  18. Paul G. The Chronic Dependence of Popular Religiosity upon Dysfunctional Psychosociological Conditions. Evolutionary Psychology, 2009, vol. 7, no. 3, pp. 398–441. URL: Link
  19. Delamontagne G. High Religiosity and Societal Dysfunction in the United States During the First Decade of the Twenty-First Century. Evolutionary Psychology, 2010, vol. 8, no. 4, pp. 617–657. URL: Link
  20. Edgell P., Gerteis J., Hartmann D. Atheists as “Other”: Moral Boundaries and Cultural Membership in American Society. American Sociological Review, 2006, vol. 71, no. 2, pp. 211–234. URL: Link
  21. Azzi C., Ehrenberg R. Household Allocation of Time and Church Attendance. Journal of Political Economy, 1975, vol. 83, no. 1, pp. 27–56. URL: Link
  22. Greene K.V., Yoon B.J. Religiosity, Economics and Life Satisfaction. Review of Social Economy, 2004, vol. 62, no. 2, pp. 245–261. URL: Link
  23. Hung-Lin Tao. What Makes Devout Christians Happier? Evidence from Taiwan. Applied Economics, 2008, vol. 40, no. 7, pp. 905–919. URL: Link
  24. Diener E., Tay L., Myers D.G. The Religion Paradox: If Religion Makes People Happy, Why Are So Many Dropping Out? Journal of Personality and Social Psychology, 2011, vol. 101, no. 6, pp. 1278–1290. URL: Link
  25. Mincer J.A. Schooling, Experience, and Earnings. N.Y., National Bureau of Economic Research, 1974, 167 p.
  26. Heckman J.J. Sample Selection Bias as a Specification Error. Econometrica, 1979, vol. 47, no. 1, pp. 153–161. URL: Link

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 23, вып. 3, март 2024

Другие номера журнала