+7(495) 989 9610
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Экономический анализ: теория и практика»
 

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Сценарное прогнозирование выбора типа энергоносителей в гражданской авиации

Купить электронную версию статьи

т. 19, вып. 12, декабрь 2020

Получена: 12.11.2020

Получена в доработанном виде: 22.11.2020

Одобрена: 06.12.2020

Доступна онлайн: 25.12.2020

Рубрика: КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОНОМИКО-СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Коды JEL: O14, O32, P18

Страницы: 2276–2300

https://doi.org/10.24891/ea.19.12.2276

Клочков В.В. доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории экономической динамики и управления инновациями, Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН (ИПУ РАН), Москва, Российская Федерация; заместитель генерального директора, Национальный исследовательский центр «Институт им. Н.Е. Жуковского», г. Жуковский, Московская область, Российская Федерация 
vlad_klochkov@mail.ru

https://orcid.org/0000-0003-4149-7562
SPIN-код: 8923-3087

Ратнер С.В. доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории экономической динамики и управления инновациями, Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН (ИПУ РАН), Москва, Российская Федерация 
lanarat@mail.ru

https://orcid.org/0000-0003-3485-5595
SPIN-код: 7840-4282

Рождественская С.М. начальник отдела, Национальный исследовательский центр «Институт им. Н.Е. Жуковского», г. Жуковский, Московская область, Российская Федерация 
sonyakrupina@gmail.com

ORCID id: отсутствует
SPIN-код: 9663-4640

Предмет. С принятием Правительством Российской Федерации в октябре 2020 г. плана развития водородной энергетики актуализируются вопросы разработки эффективных мер поддержки внутреннего спроса на водород и технологические решения по использованию водорода в промышленности и на транспорте. Одним из перспективных транспортных секторов для использования водорода является авиация. Однако уровень готовности технологий перехода воздушного судна на электротягу и топливные элементы как бортовые источники энергии пока что слишком низок, чтобы с приемлемой точностью прогнозировать их экономические параметры, особенно в условиях высокой волатильности мировых цен на традиционные энергоресурсы и неопределенности климатической политики крупнейших индустриально развитых стран мира.
Цели. Сценарное прогнозирование технологического развития системы «авиастроение и гражданская авиация» на основе ее эндогенных свойств; построение набора пороговых значений параметров внешних условий развития изучаемой системы, разделяющих области предпочтительности тех или иных альтернативных топливно-энергетических технологий.
Методология. Использованы общенаучные методы исследования.
Результаты. Построены границы областей цен авиакеросина и метана (технологическая развилка 1), границы областей авиакеросина и водорода (технологическая развилка 2) и границы областей цен метана и водорода (технологическая развилка 3), позволяющие определить условия, при которых переход к той или иной топливно-энергетической технологии будет экономически оправданным с учетом необходимых затрат на изменение конструкции воздушного судна.
Выводы. На основе построенных карт технологических развилок показано, что переход на водород в авиации произойдет только после того, как цена метана пройдет минимум, определяемый будущим уровнем совершенства технологий его добычи и производства, а затем превысит цену водорода, в силу ограниченности легкодоступных ресурсов природного газа. Однако данный вывод сделан в предположении об отсутствии строгих мер дестимулирования углеводородной энергетики в авиационном секторе, таких как налогообложение выбросов парниковых газов, и в предположении об отсутствии эффекта масштаба производства. Эти предположения являются ограничениями разработанного подхода, которые будут устранены в дальнейших исследованиях.

Ключевые слова: гражданская авиация, авиастроение, научно-технологическое развитие, прогнозирование, сценарии

Список литературы:

  1. Клочков В.В. Управление инновационным развитием гражданского авиастроения. М.: Московский государственный университет леса, 2009. 280 с.
  2. Dosi G. Technological Paradigms and Technological Trajectories: A Suggested Interpretation of the Determinants and Directions of Technical Change. Research Policy, 1982, vol. 11, iss. 3, pp. 147–162. URL: Link90016-6
  3. Anderson P., Tushman M.L. Technological Discontinuities and Dominant Designs: A Cyclical Model of Technological Change. Administrative Science Quarterly, 1990, vol. 35, no. 4, pp. 604–633. URL: Link
  4. Hoppmann J., Anadon L.D., Narayanamurti V. Why Matter Matters: How Technology Characteristics Shape the Strategic Framing of Technologies. Research Policy, 2020, vol. 49, iss. 1, article 103882. URL: Link
  5. Yilmaz N., Atmanli A. Sustainable Alternative Fuels in Aviation. Energy, 2017, vol. 140, part 2, pp. 1378–1386. URL: Link
  6. Клочков В.В., Рождественская С.М. Методы формирования сценарных условий технологического развития авиастроения // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. 2018. Вып. 13. Ч. 1. С. 524–533. URL: Link
  7. Мантуров Д.В., Алешин Б.С., Бабкин В.И. и др. Форсайт развития авиационной науки и технологий до 2030 г. и на дальнейшую перспективу. М.: ЦАГИ, 2012. 190 с.
  8. Ball M., Weeda M. The Hydrogen Economy – Vision or Reality? International Journal of Hydrogen Energy, 2015, vol. 40, iss. 25, pp. 7903–7919. URL: Link
  9. Kim N., Moawad A., Vijayagopal R., Rousseau A. Impact of Fuel Cell and Storage System Improvement on Fuel Consumption and Cost. World Electric Vehicle Journal, 2016, vol. 8, iss. 1, pp. 305–314. URL: Link
  10. Yao Lei, Yu Bin, Jiang Peng. Economic Analysis of Hydrogen Production from Steam Reforming Process. Energy Sources, Part B: Economics, Planning, and Policy, 2017, vol. 12, iss. 12, pp. 1074–1079. URL: Link
  11. Wulf C., Reuß M., Grube T. et al. Life Cycle Assessment of Hydrogen Transport and Distribution Options. Journal of Cleaner Production, 2018, vol. 199, pp. 431–443. URL: Link

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 19, вып. 12, декабрь 2020

Другие номера журнала