+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Экономический анализ: теория и практика»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Методологические проблемы формирования единой теории фирмы

Купить электронную версию статьи

т. 20, вып. 2, февраль 2021

Получена: 30.11.2020

Получена в доработанном виде: 15.12.2020

Одобрена: 14.01.2021

Доступна онлайн: 26.02.2021

Рубрика: НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ

Коды JEL: A10, B41, D2

Страницы: 379–392

https://doi.org/10.24891/ea.20.2.379

Субцельная Т.А. аспирантка кафедры политической экономии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Российская Федерация 
subсelnаyа@mаil.ru

https://orcid.org/0000-0003-4855-3168
SPIN-код: 1785-5800

Предмет. Трансформации, охватившие современную экономическую науку, привели к ряду изменений в теоретических подходах к анализу фирмы, что вызывает необходимость обновления методологии исследования и пересмотра существующих теорий фирмы.
Цели. Выявление и анализ методологических трудностей, препятствующих формированию единой теории на базе основных существующих в современной экономике подходов к пониманию природы фирмы.
Методология. Использовались общенаучные методы познания: индуктивно-дедуктивный метод, метод научной абстракции, методы сравнения и аналогии, исторический метод.
Результаты. Сделаны обзор и систематизация основных теорий фирмы. Проведенный обзор демонстрирует, что фирма является сложноустроенной структурой, полноценный анализ деятельности которой сложно осуществить в рамках одной теории.
Выводы. Современные теории фирмы частично отражают запросы экономической науки и практики в отношении определения сущности фирмы, ее основных целей и общественной функции, однако тенденции к интеграции теорий и формированию единой теории фирмы пока не наблюдается.

Ключевые слова: фирма, теория фирмы, экономическая теория, методология экономической теории

Список литературы:

  1. Клейнер Г.Б. От теории предприятия к теории стратегического управления // Российский журнал менеджмента. 2003. Т. 1. № 1. С. 31–56. URL: Link
  2. Rajan R.G., Zingales L. Power in Theory of the Firm. Quarterly Journal of Economics, 1998, vol. 113, iss. 2, pp. 387–432. URL: Link
  3. Johnson H.G. The General Theory after Twenty-Five Years. The American Economic Review, 1961, vol. 51, no. 2, pp. 1–17. URL: Link
  4. Попов Е.В., Симонова В.Л. Классификация теорий предприятия // Journal of New Economy. 2003. № 6. С. 80–88. URL: Link
  5. Уильямсон О. Фирмы и рынки // Современная экономическая мысль / под ред. Р. Вайнтрауба. М.: Прогресс, 1981.
  6. Sautet F. An Entrepreneurial Theory of the Firm. Routledge, 2000, 204 p.
  7. Гибадулин Р.Х., Марданова И.М. Экономическая теория фирмы предпринимательского типа: генезис и тезаурус // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 9. С. 96–100. URL:Link
  8. Estolа М. A Dynamic Theory of a Firm: An Application of 'Economic Forces'. Advances in Complex Systems, 2001, vol. 4, iss. 1, pp. 163–176. URL: Link
  9. Schmitz P.W. Information Gathering, Transaction Costs, and the Property Rights Approach. The American Economic Review, 2006, vol. 96, iss. 1, pp. 422–434. URL: Link
  10. Simon H.A. Organizations and Markets. The Journal of Economic Perspectives, 1991, vol. 5, iss. 2, pp. 25–44. URL: Link
  11. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело, 1993. 192 с.
  12. Саймон Г.А. Теория принятия решений в экономической теории и в науке о поведении // Вехи экономической мысли Т. 2. Теория фирмы. СПб.: Экономическая школа, 2000. С. 54–72.
  13. Дженсен М.С., Меклинг У.Х. Теория фирмы: поведение менеджеров, агентские издержки и структура собственности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.: Менеджмент. 2004. № 4. С. 118–191.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 23, вып. 3, март 2024

Другие номера журнала