+7(495) 989 9610
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Экономический анализ: теория и практика»
 

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Многодисциплинарность как способ усиления позиций российских технических университетов в международных рейтингах

Купить электронную версию статьи

т. 20, вып. 10, октябрь 2021

Получена: 02.09.2021

Получена в доработанном виде: 09.09.2021

Одобрена: 19.09.2021

Доступна онлайн: 29.10.2021

Рубрика: АНАЛИЗ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Коды JEL: G34, L19, L93, O33, O57

Страницы: 1798–1817

https://doi.org/10.24891/ea.20.10.1798

Соболев Л.Б. доктор технических наук, профессор кафедры экономической теории, Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет) (МАИ), Москва, Российская Федерация 
sobolevLB@yandex.ru

ORCID id: отсутствует
SPIN-код: 7442-7216

Предмет. Статья посвящена проблеме улучшения рейтинговых показателей ведущих российских технических университетов путем их трансформации в многодисциплинарные исследовательские университеты с ограничением технических факультетов (программ) до 40–50% плана приема абитуриентов. Потребность в таком реформировании вызвана двумя обстоятельствами. Во-первых, современные высокотехнологичные отрасли (фармацевтика, робототехника, электроника, самолетостроение и др.) требуют от будущих инженеров хороших знаний не только в выбранной специальности и связанных с ней естественных дисциплинах (физика, химия, биология), но и основ экономики и промышленного дизайна. Во-вторых, несмотря на большой процент бюджетных мест на технических факультетах, именно там на первых курсах наблюдается большой отсев студентов из-за разочарования в выбранной специальности и невозможности изменения ее в рамках университета.
Цели. Повышение качества инженерного образования в России, увеличение количества российских технических университетов в ведущих международных рейтингах.
Методология. Исследование структуры технических университетов мирового уровня в плане дифференциации специальностей и методов повышения рейтинговых показателей.
Результаты. Проведенный анализ показал, что ведущие позиции в международных рейтингах по специальности «инженерные науки и технологии» занимают многодисциплинарные исследовательские технические университеты, проводящие обучение и комплексные исследования на стыке различных наук.
Выводы. Необходимо постепенное реформирование российских технических университетов в направлении соответствия мировым трендам на многодисциплинарность, дифференциацию финансирования, усиление роли научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава, студентов и аспирантов. Такое реформирование можно проводить как в форме усиления факультетов естественных и социальных наук, так и путем слияния отраслевых университетов различной направленности, создания сетевых структур на базе соглашений о сотрудничестве между техническими университетами и научно-исследовательскими институтами РАН.

Ключевые слова: многодисциплинарность, технический университет, междисциплинарные исследования, слияния университетов, сетевая структура

Список литературы:

  1. Салми Д. Создание университетов мирового класса. М.: Весь Мир, 2009. 132 с.
  2. Соболев Л.Б. Проблемы инженерного образования в России // Экономический анализ: теория и практика. 2018. Т. 17. Вып. 7. С. 1252–1267. URL: Link
  3. Шестопалова А.В. Сравнительный анализ статистики и методологии мировых рейтингов вузов // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2016. Т. 9. № 1. С. 84–100. URL: Link
  4. Кинчарова А.В. Методология мировых рейтингов университетов: анализ и критика // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 2. С. 70–80. URL: Link
  5. Медникова Т.Б., Сенашенко В.С. Инженерное образование в США (часть первая) // Высшее образование в России. 2014. № 11. С. 140–148. URL: Link
  6. Деревнина А.Ю. Взаимодействие исследовательских университетов США с индустрией и бизнесом // Университетское управление: практика и анализ. 2010. № 4. С. 60–66. URL: Link
  7. Ефремова Н.Ф., Месхи Б.Ч., Шведова С.В. Обеспечение качества образования в условиях европейской интеграции: монография. Ростов н/Д: ДГТУ, 2018. 175 с.
  8. Enders J., de Boer H., Westerheijden D. Reform of Higher Education in Europe. Netherlands, Enschede, University of Twente, 2011, 28 p. URL: Link
  9. Прохоров А.В. Современные тенденции развития высшего образования в странах Азии // Гаудеамус. 2015. № 2. С. 52–56. URL: Link
  10. Алишев Т.Б., Гильмутдинов А.Х. Опыт Сингапура: создание образовательной системы мирового уровня // Вопросы образования. 2010. № 4. С. 227–246. URL: Link
  11. Гусев А.Н., Кашфуллина К.Р., Насонов К.А. Реформы высшего образования в Китае и Республике Корея: использование зарубежного опыта в модернизации системы // Вестник международных организаций. 2014. Т. 9. № 1. С. 124–149. URL: Link
  12. Agasisti T., Egorov A., Maximova M. Do Merger Policies Increase Universities’ Efficiency? Evidence from a Fuzzy Regression Discontinuity Design. Applied Economics, 2021, vol. 53, iss. 2, pp. 185–204. URL: Link
  13. Меликян А.В. Слияния и присоединения вузов в России и за рубежом // Высшее образование в России. 2014. № 5. С. 134–142. URL: Link
  14. Аблажей А.М. Тенденции взаимодействия академической науки и высшего образования в современных условиях // Социология науки и технологий. 2015. Т. 6. № 3. С. 29–37. URL: Link
  15. Шмелева Е.Д., Фрумин И.Д. Факторы отсева студентов инженерно-технического профиля в российских вузах // Вопросы образования. 2020. № 3. С. 110–132. URL: Link

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 20, вып. 11, ноябрь 2021

Другие номера журнала