+7(495) 989 9610
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Экономический анализ: теория и практика»
 

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Целеполагание технологического развития российского авиастроения в области противодействия изменениям климата

Купить электронную версию статьи

т. 20, вып. 12, декабрь 2021

Получена: 28.10.2021

Получена в доработанном виде: 06.11.2021

Одобрена: 16.11.2021

Доступна онлайн: 27.12.2021

Рубрика: КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОНОМИКО-СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Коды JEL: O18, O32, Q38

Страницы: 2233–2247

https://doi.org/10.24891/ea.20.12.2233

Клочков В.В. доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории экономической динамики и управления инновациями, Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН (ИПУ РАН), Москва, Российская Федерация; заместитель генерального директора, НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского», Жуковский, Российская Федерация 
vlad_klochkov@mail.ru

https://orcid.org/0000-0003-4149-7562
SPIN-код: 8923-3087

Ратнер С.В. доктор экономических наук, главный научный сотрудник лаборатории экономической динамики и управления инновациями, Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН (ИПУ РАН), Москва, Российская Федерация 
lanaratner@ipu.ru

https://orcid.org/0000-0003-3485-5595
SPIN-код: 7840-4282

Варюхина Е.В. кандидат технических наук, старший научный сотрудник, НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского», Жуковский, Российская Федерация 
e.varyukhina@yandex.ru

https://orcid.org/0000-0001-5156-316X
SPIN-код: 7931-7947

Предмет. Основной экономической дилеммой, которую должна разрешить новая климатическая политика России является, с одной стороны, сохранение конкурентоспособности российского топливно-энергетического комплекса и других высокоуглеродных отраслей экономики, с другой стороны, улучшение позиционирования страны на международной арене как климатически ответственной (вносящей значимый вклад в предотвращение климатических изменений) для вывода российской продукции на новые международные рынки и сохранения доли на уже завоеванных. Одной из обсуждаемых мер новой климатической политики стран Европейского союза является введение какого-либо вида пигувианского налога на выбросы парниковых газов. Углеродный налог приведет к увеличению издержек не только компаний топливно-энергетического комплекса (за исключением безуглеродной энергетики), но и транспортных компаний, в частности, авиакомпаний. Как следствие, такие меры несут риски снижения конкурентоспособности традиционных сегментов российской экономики, падения инвестиций, замедления темпов экономического роста и сокращения бюджетных доходов. В то же время плата за выбросы будет создавать стимулы для инвестиций в «чистое» производство (включая альтернативную энергетику) и устойчивое развитие. Таким образом, создается экономическая развилка, а выбор оптимального баланса между поддержкой конкурирующих путей технологического развития представляет собой сложную научно-практическую проблему.
Цели. В настоящей работе ставится задача разработки методов установления целевого уровня эмиссии CO2 российскими самолетами на основе национальных интересов России (как экономических, так и экологических), а не внешних требований, диктуемых странами-конкурентами.
Методология. Целевой уровень эмиссии определялся на основе классического подхода определения экономически оптимального уровня загрязнения точки пересечения кривых предельного ущерба от загрязнения и предельных затрат на устранение загрязнения. Оценка предельных затрат на снижение эмиссии CO2 проводилась на основе кривых обучения в сфере научных исследований и разработок, направленных на сокращение эмиссии.
Результаты. Разработан метод установления целевого уровня эмиссии CO2 российскими самолетами на основе национальных интересов России (экономических и экологических), а не внешних требований, диктуемых странами-конкурентами.
Выводы. Согласно проведенным расчетам на основе реалистичных оценок стоимости постоянных затрат на снижение эмиссии углекислого газа максимизация полезности для государства происходит при целевом значении снижения эмиссии CO2 на 10% (для данного метода оценки ущерба для государства и при данных реалистичных оценках стоимости постоянных затрат на снижение эмиссии углекислого газа).

Ключевые слова: климатическая политика, авиастроение, выбросы парниковых газов, оптимальный уровень выбросов

Список литературы:

  1. Клочков В.В., Ратнер С.В., Рождественская С.М. Сценарное прогнозирование выбора типа энергоносителей в гражданской авиации // Экономический анализ: теория и практика. 2020. Т. 19. Вып. 12. С. 2276–2300. URL: Link
  2. Пегов С.А. Антропогенное воздействие на биосферу // Труды Института системного анализа РАН. 2009. Т. 42. С. 5–32. URL: Link
  3. Ratner S., Chepurko Yu., Nguen Hoang Hien. Prospects of Transition of Air Transportation to Clean Fuels: Economic and Environmental Management Aspects. International Energy Journal, 2019, vol. 19, iss. 3, pp. 125–138. URL: Link
  4. Campbell-Mohn C., Breen B., Futrell J.W. Environmental Law: From Resources to Recovery. West Publishing, 1993, 994 p.
  5. Bressler R.D. The Mortality Cost of Carbon. Nature Communications, 2021, vol. 12, no. 4467. URL: Link
  6. McDonald A., Schrattenholzer L. Learning Rates for Energy Technologies. Energy Policy, 2001, vol. 29, iss. 4, pp. 255–261. URL: Link00122-1
  7. Miketa A., Schrattenholzer L. Experiments with a Methodology to Model the Role of R&D Expenditures in Energy Technology Learning Processes: First Results. Energy Policy, 2004, vol. 32, iss. 15, pp. 1679–1692. URL: Link00159-9
  8. Брутян М.М. Экологический налог и его роль в инновационном развитии гражданской авиации // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 10. С. 22–26. URL: Link
  9. Qi Zhao, Yuming Guo, Tingting Ye, Gasparrini A. Global, Regional, and National Burden of Mortality Associated with Non-Optimal Ambient Temperatures from 2000 to 2019: A Three-Stage Modelling Study. The Lancet Planetary Health, 2021, vol. 5, iss. 7, pp. E415–E425. URL: Link00081-4

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 20, вып. 12, декабрь 2021

Другие номера журнала