+7(495) 989 9610
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Экономический анализ: теория и практика»
 

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Оценка отдачи от диплома магистра в российских условиях

т. 21, вып. 4, апрель 2022

Получена: 10.03.2022

Получена в доработанном виде: 18.03.2022

Одобрена: 02.04.2022

Доступна онлайн: 28.04.2022

Рубрика: АНАЛИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Коды JEL: J24, J28, J31

Страницы: 665–689

https://doi.org/10.24891/ea.21.4.665

Мельников Р.М. доктор экономических наук, профессор кафедры государственного регулирования экономики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Москва, Российская Федерация 
rmmel@mail.ru

https://orcid.org/0000-0001-6335-2458
SPIN-код: 3472-1666

Предмет. Конкурентные преимущества обладателей дипломов магистров на российском рынке труда.
Цели. Оценка влияния получения диплома магистра на перспективы занятости, возможности работы по профилю полученного образования, уровня заработной платы и удовлетворенности работой в российских условиях.
Методология. Для построения оценок отдачи от диплома магистра проводился регрессионный анализ панельных данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения. Способности и социальный капитал семьи респондента учитывались с помощью индивидуальных эффектов панельной регрессии. Для учета эффекта самоотбора использовалась модель Хекмана.
Результаты. Выявлено значимое положительное влияние освоения программы магистратуры на снижение риска безработицы и улучшение возможностей работы по профилю полученного образования для женщин. Мужчины, окончившие магистратуру, получают более высокую зарплату по сравнению с выпускниками бакалавриата, но этот эффект в большей степени обусловлен лучшими способностями и социальным капиталом магистрантов, нежели формированием в процессе обучения навыков и знаний, способных повысить конкурентоспособность на рынке труда. Получение магистерского диплома в российских условиях не приводит к повышению удовлетворенности работой, что также свидетельствует о неполном соответствии компетенций, формируемых магистратурой, потребностям рынка труда.
Выводы. Значительная научная составляющая, присутствующая во многих магистерских программах, лишь в ограниченной степени востребована на российском рынке труда в связи с сырьевой ориентацией экономики и низким уровнем инновационной активности. Для повышения отдачи от использования навыков и знаний, формируемых российской магистратурой, необходимо совершенствование содержания образовательных программ и повышение роли потенциальных работодателей в их формировании и реализации, в том числе за счет развития института базовых кафедр и модели целевого обучения.

Ключевые слова: человеческий капитал, отдача от образования, рынок труда, магистратура, удовлетворенность работой

Список литературы:

  1. Денисова И.А., Карцева М.А. Преимущества инженерного образования: оценка отдачи на образовательные специальности в России // Прикладная эконометрика. 2007. № 1. С. 30–57. URL: Link?
  2. Мельников Р.М. Оценка эффективности инвестиций в высшее и среднее профессиональное образование в современных российских условиях // Экономический анализ: теория и практика. 2017. Т. 16. Вып. 8. С. 1486–1507. URL: Link
  3. Колосова А.И., Рудаков В.Н., Рощин С.Ю. Влияние работы по профилю полученной специальности на заработную плату и удовлетворенность работой выпускников вузов // Вопросы экономики. 2020. № 11. С. 113–132. URL: Link
  4. Гимпельсон В.Е., Зинченко Д.И. «Физики» и «лирики»: кто российскому рынку более ценен? // Вопросы экономики. 2021. № 8. С. 5–36. URL: Link
  5. Капелюшников Р.И. Отдача от образования в России: ниже некуда? // Вопросы экономики. 2021. № 8. С. 37–68. URL: Link
  6. Рожкова К.В., Рощин С.Ю., Солнцев С.А., Травкин П.В. Отдача на магистерскую степень на российском рынке труда // Вопросы экономики. 2021. № 8. С. 69–92. URL: Link
  7. Артеева В.С., Схведиани А.Е. Математическая модель оценки эффективности инвестиций в высшее образование // Экономический анализ: теория и практика. 2021. Т. 20. Вып. 4. С. 772–788. URL: Link
  8. Schultz T.W. Investment in human capital. The American Economic Review, 1961, vol. 51, no. 1, pp. 1–17. URL: Link
  9. Becker G.S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education. New York, Columbia University Press, 1975.
  10. Collins R. The Credential Society: An Historical Sociology of Education and Stratification. New York, Academic Press, 1979, 328 p.
  11. Waite S. Postgraduate wage premiums and the gender wage gap in Canada. Canadian Journal of Higher Education, 2017, vol. 47, no. 2, pp. 156–187. URL: Link
  12. Spence M. Job market signaling. The Quarterly Journal of Economics, 1973, vol. 87, no. 3, pp. 355–374. URL: Link
  13. Oreopoulos P., Petronijevic U. Making college worth it: A review of the returns to higher education. The Future of Children, 2013, vol. 23, no. 1, pp. 41–65. URL: Link
  14. Jaeger D.A., Page M.E. Degrees matter: New evidence on sheepskin effects in the returns to education. Review of Economics and Statistics, 1996, vol. 78, no. 4, pp. 733–740. URL: Link
  15. Card D. The Casual Effect of Education on Earnings. In: Handbook of Labor Economics. Vol. 3. Amsterdam, Elsevier, 1999, pp. 1801–1863.
  16. Deere D.R., Vesovic J. Educational Wage Premiums and the U.S. Income Distribution: A Survey. In: Handbook of the Economics of Education. Vol. 1. Elsevier North-Holland, 2006, pp. 255–306.
  17. Song M., Orazem P.F., Wohlgemuth D. The role of mathematical and verbal skills on the returns to graduate and professional education. Economics of Education Review, 2008, vol. 27, no. 6, pp. 664–675. URL: Link
  18. Walker I., Zhu Yu. Differences by degree: Evidence of the net financial rates of return to undergraduate study for England and Wales. Economics of Education Review, 2011, vol. 30, no. 6, pp. 1177–1186. URL: Link
  19. Morikawa M. Postgraduate education and labor market outcomes: An empirical analysis using micro data from Japan. Industrial Relations: A Journal of Economy and Society, 2015, vol. 54, no. 3, pp. 499–520. URL: Link
  20. Suga F. The returns to postgraduate education in Japan. The Japanese Economic Review, 2020, vol. 71, pp. 571–596. URL: Link
  21. Soo Jeung Lee, Seungjung Kim, Jisun Jung. The effects of a master’s degree on wage and job satisfaction in massified higher education: the case of South Korea. Higher Education Policy, 2020, vol. 33, pp. 637–665. URL: Link
  22. Nordin M., Persson I., Rooth D.-O. Education-occupation mismatch: Is there an income penalty? Economics of Education Review, 2010, vol. 29, iss. 6, pp. 1047–1059. URL: Link
  23. Bender K.A., Heywood J.S. Educational mismatch and the careers of scientists. Education Economics, 2011, vol. 19, iss. 3, pp. 253–274. URL: Link
  24. Robst J. Education and job match: The relatedness of college major and work. Economics of Education Review, 2007, vol. 26, iss. 4, pp. 397–407. URL: Link
  25. Tutuncu O., Kozak M. An investigation of factors affecting job satisfaction. International Journal of Hospitality and Tourism Administration, 2007, vol. 8, iss. 1, pp. 1–19. URL: Link
  26. Koilias C., Tourna E., Koukouletsos K. Job satisfaction of higher education graduates. Operational Research, 2012, vol. 12, no. 3, pp. 421–437. URL: Link
  27. Irani T., Scherler C. Job satisfaction as an outcome measure of the effectiveness of an agricultural communications academic program. Journal of Agricultural Education, 2002, vol. 43, pp. 12–23. URL: Link
  28. Heckman J.J. Sample selection bias as a specification error. Econometrica, 1979, vol. 47, no. 1, pp. 153–161. URL: Link

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 21, вып. 4, апрель 2022

Другие номера журнала