+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Экономический анализ: теория и практика»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Прогнозирование изменений потребительского поведения в условиях экономического кризиса

Купить электронную версию статьи

т. 21, вып. 5, май 2022

Получена: 28.04.2022

Получена в доработанном виде: 07.05.2022

Одобрена: 12.05.2022

Доступна онлайн: 30.05.2022

Рубрика: КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОНОМИКО-СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Коды JEL: E21, E27

Страницы: 911–926

https://doi.org/10.24891/ea.21.5.911

Ратнер С.В. доктор экономических наук, главный научный сотрудник лаборатории экономической динамики и управления инновациями, Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова Российской академии наук, Москва, Российская Федерация 
lanarat@mail.ru

https://orcid.org/0000-0003-3485-5595
SPIN-код: 7840-4282

Шапошников А.М. кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры международной коммерции, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Москва, Российская Федерация 
horen25@mail.ru

https://orcid.org/0000-0003-3720-2725
SPIN-код: 7451-6291

Предмет. Текущая ситуация турбулентности в экономике актуализирует исследования в области прогнозирования изменений моделей потребительского поведения в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Цели. Прогноз потребительского поведения для идентификации потенциальных точек роста малого и среднего бизнеса в сфере торговли и услуг.
Методология. Методологической основной исследования выступает поведенческая экономика, которая в противовес классической и неоклассической экономике отрицает рациональность в потребительском поведении и рассматривает такие факторы потребительского поведения как эмоции, привычки, когнитивные ограничения, воспоминания о пережитых экономических кризисах. Экономические кризисы рассматриваются как важнейший фактор потребительского поведения. Информационную базу исследования составили аналитические отчеты Cerulli Associates, Profi Online Research, PricewaterhouseCoopers, Euromonitor International и исследовательской компании Ipsos, разработавшей и использующей в своем анализе методологию расчета глобального индекса потребительского доверия.
Результаты. Проведен анализ основных трендов потребительского поведения в 2022 г. в России в условиях ужесточения санкций, глобального сбоя поставок, других кризисных явлений с позиции имеющихся знаний об устойчивых формах реакции российских потребителей на кризисные явления в экономике. Как основные тренды изменения потребительского поведения, определяющие возможности для бизнеса, выделены снижение лояльности к брендам, расширение онлайн-торговли на категорию лиц старше 60 лет, снижение спроса на экопродукцию и рост финансовой грамотности, сопровождающийся ростом требовательности к справедливому соотношению цены и качества.
Выводы. Кризисы серьезно влияют на временные рамки потребительского планирования. Во время кризиса эти рамки очень сокращены и размыты. Рассчитывая уровень потребления в первые месяцы пандемии мало кто мог предполагать, что будут вторая, третья и последующие волны, что ограничения продлятся так долго, а некоторые из них останутся с нами навсегда. Сейчас потребители исходят из еще большей неопределенности.

Ключевые слова: иррациональное поведение, поведенческая экономика, потребительское поведение, рациональное поведение, экономические санкции

Список литературы:

  1. Воронина Л.А., Шапошников А.М. Научные подходы и генезис методологии поведенческой экономики // Экономика: теория и практика. 2019. № 3. С. 3–11.
  2. Malmendier U.M. Experience Effects in Finance: Foundations, Applications, and Future Directions. CEPR Discussion Paper, 2021, no. 16373. URL: Link
  3. Malmendier U., Nagel S. Learning from Inflation Experiences. The Quarterly Journal of Economics, 2016, vol. 131, iss. 1, pp. 53–87. URL: Link
  4. Антонова Н.В., Кумар А., Солорева М.А. Восприятие отечественного и зарубежного брендов одежды российскими потребителями // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2016. Т. 1. № 3. URL: Link
  5. Дубовик М.В., Шапошников А.М. Влияние пандемии COVID-19 и карантина на потребительское поведение в России // Друкеровский вестник. 2021. Вып. 3. С. 146–166. URL: Link
  6. Шапошников А.М. Потребительское восприятие вакцинации против коронавируса // Экономический вестник ИПУ РАН. 2021. Т. 2. № 3. URL: Link
  7. Матковская Я.С. Под влиянием «коронакризиса»: некоторые изменения ландшафта рынков и архитектуры маркетинга и актуализация «интеллигентного маркетинга»// Экономический вестник ИПУ РАН. 2021. Т. 2. № 2. URL: Link
  8. Milton F. A Theory of the Consumption Function. Princeton University Press, 1957.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 23, вып. 3, март 2024

Другие номера журнала