+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Экономический анализ: теория и практика»
 

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Человеческий и социальный капитал как факторы предпринимательского успеха в российских условиях

Купить электронную версию статьи

т. 21, вып. 7, июль 2022

Получена: 16.05.2022

Получена в доработанном виде: 27.05.2022

Одобрена: 15.06.2022

Доступна онлайн: 28.07.2022

Рубрика: АНАЛИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Коды JEL: J24, M12, Z13

Страницы: 1240–1264

https://doi.org/10.24891/ea.21.7.1240

Мельников Р.М. доктор экономических наук, профессор кафедры государственного регулирования экономики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Москва, Российская Федерация 
rmmel@mail.ru

https://orcid.org/0000-0001-6335-2458
SPIN-код: 3472-1666

Предмет. Изучение роли человеческого и социального капитала как факторов успеха российских предпринимателей.
Цели. Оценка влияния обеспеченности человеческим, социальным и религиозным капиталом на выбор занятия предпринимательской деятельностью и достигаемых в ее рамках результатов в российских условиях.
Методология. Для изучения факторов, определяющих выбор предпринимательской деятельности, а также уровень доходов и удовлетворенности работой и жизнью российских предпринимателей, проводился регрессионный анализ данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения. Для характеристики человеческого капитала использовались переменные уровня полученного формального образования, социального капитала – показателей самооценки доверия к окружающим и сотрудникам и активности в социальных сетях, религиозного капитала – самооценки отношения к религии. Для учета эффекта самоотбора в группу предпринимателей использовалась модель Хекмана.
Результаты. В российских условиях предпринимательская деятельность обеспечивает повышенный уровень не только личных доходов, но и удовлетворенности работой, несмотря на более высокую рабочую нагрузку. Получение высшего образования и высокая активность в социальных сетях, свидетельствующая о развитых коммуникативных навыках и готовности использовать новые возможности, предоставляемые современными технологиями, повышают вероятность стать предпринимателем. Российские верующие активнее занимаются предпринимательством по сравнению с агностиками и атеистами и получают повышенные предпринимательские доходы.
Выводы. Индивиды, склонные доверять окружающим, чаще становятся предпринимателями, а необходимым условием получения высоких предпринимательских доходов является формирование команды, которой можно доверять. Поскольку для России характерен существенно более низкий уровень доверия к людям по сравнению с большинством экономически развитых стран, это ограничивает уровень предпринимательской активности.

Ключевые слова: человеческий капитал, социальный капитал, религиозный капитал, предпринимательство, доверие

Список литературы:

  1. Blanchflower D.G. Self-employment in OECD countries. Labour Economics, 2000, vol. 7, iss. 5, pp. 471–505. URL: Link00011-7
  2. Hamilton B. Does entrepreneurship pay? An empirical analysis of returns to self-employment. Journal of Political Economy, 2000, vol. 108, iss. 3, pp. 605–631. URL: Link
  3. Глухих П.Л. Региональные факторы предпринимательского поведения домохозяйств // Региональная экономика: теория и практика. 2018. Т. 16. Вып. 8. С. 1576–1590. URL: Link
  4. Thurik A.R. Entrepreneurship and unemployment in the UK. Scottish Journal of Political Economy, 2003, vol. 50, iss. 3, pp. 264–290. URL: Link
  5. Davidsson P., Honig B. The role of social and human capital among nascent entrepreneurs. Journal of Business Venturing, 2003, vol. 18, iss. 3, pp. 301–331. URL: Link00097-6
  6. Клещева Ю.С. О взаимосвязи ценностных ориентаций общества с качеством жизни, человеческим капиталом и мотивацией к высокопроизводительному труду предпринимателей России // Финансы и кредит. 2019. Т. 25. Вып. 5. С. 1033–1042. URL: Link
  7. Becker G.S. Human capital: A theoretical and empirical analysis, with special reference to education. Chicago, University of Chicago Press, 1964.
  8. Shane S., Venkatraman S. The Promise of Entrepreneurship as a Field of Research. Academy of Management Review, 2000, vol. 25, iss. 1, pp. 217–226. URL: Link
  9. Unger J.M., Rauch A., Frese M., Rosenbusch N. Human capital and entrepreneurial success: A meta-analytical review. Journal of Business Venturing, 2011, vol. 26, iss. 3, pp. 341–358. URL: Link
  10. Baum J.A.C., Silverman B.S. Picking winners or building them? Alliance, intellectual and human capital as selection criteria in venture financing and performance of biotechnology startups. Journal of business venturing, 2004, vol. 19, iss. 3, pp. 411–436. URL: Link00038-7
  11. Brush C.G., Greene P.C., Hart M.M. From Initial Idea to Unique Advantage: The Entrepreneurial Challenge of Constructing a Resource Base. IEEE Engineering Management Review, 2002, vol. 30, iss. 1. URL: Link
  12. Hunter J.E. Cognitive ability, cognitive aptitudes, job knowledge, and job performance. Journal of Vocational Behavior, 1986, vol. 29, iss. 3, pp. 340–362. URL: Link90013-8
  13. Acs Z.J. A Formulation of Entrepreneurship Policy. In: Link A.N., Audretsch D.B. (Eds.) Foundations and Trends in Entrepreneurship. Now Publishers Inc., 2006, pp. 223–232.
  14. Duchesneau D.A., Gartner W.B. A profile of new venture success and failure in an emerging industry. Journal of Business Venturing, 1990, vol. 5, iss. 5, pp. 297–312. URL: Link90007-G
  15. Gimeno J., Folta T., Cooper A., Woo C. Survival of the fittest? Entrepreneurial human capital and the persistence of underperforming firms. Administrative Science Quarterly, 1997, vol. 42, iss. 4, pp. 750–783. URL: Link
  16. Anderson A.R., Jack S.L. Role typologies for enterprising education: the professional artisan? Journal of Small Business and Enterprise Development, 2008, vol. 15, iss. 2, pp. 259–273. URL: Link
  17. Lazear E.P. Entrepreneurship. Journal of Labor Economics, 2005, vol. 23, iss. 4, pp. 649–680. URL: Link
  18. Hartog J., van Praag M., van der Sluis J. If you are so smart, why aren’t you an entrepreneur? Returns to cognitive and social ability: Entrepreneurs versus employees. Journal of Economics and Management Strategy, 2010, vol. 19, iss. 4, pp. 947–989. URL: Link
  19. Batjargal B. Internet entrepreneurship: Social capital, human capital, and performance of Internet ventures in China. Research Policy, 2007, vol. 36, iss. 5, pp. 605–618. URL: Link
  20. Klyver K., Schenkel M.T. From resource access to use: Exploring the impact of resource combinations on nascent entrepreneurship. Journal of Small Business Management, 2013, vol. 51, iss. 4, pp. 539–556. URL: Link
  21. Bhagavatula S., Elfring T., van Tilburg A., van de Bunt G.G. How social and human capital influence opportunity recognition and resource mobilization in India’s handloom industry. Journal of Business Venturing, 2010, vol. 25, iss. 3, pp. 245–260. URL: Link
  22. Stam W., Arzlanian S., Elfring T. Social capital of entrepreneurs and small firm performance: A meta-analysis of contextual and methodological moderators. Journal of Business Venturing, 2014, vol. 29, iss. 1, pp. 152–173. URL: Link
  23. Anderson A.R., Miller C.J. “Class matters”: human and social capital in the entrepreneurial process. Journal of Socio-Economics, 2003, vol. 32, no. 1, pp. 17–36. URL: Link00009-X
  24. Backes-Gellner U., Moog P. The disposition to become an entrepreneur and the jacks-of-all-trades in social and human capital. The Journal of Socio-Economics, 2013, vol. 47, pp. 55–72. URL: Link
  25. Stuart T.E., Hoang H., Hybels R. Interorganizational endorsements and the performance of new ventures. Administrative Science Quarterly, 1999, vol. 44, iss. 2, pp. 315–349. URL: Link
  26. Guiso L., Sapienza P., Zingales L. Does culture affect economic outcomes? Journal of Economic Perspectives, 2006, vol. 20, iss. 2, pp. 23–48. URL: Link
  27. Weber M. The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism. London & Boston, Unwin Hyman, 1930.
  28. Tomes N. Religion and the Rate of Return on Human Capital: Evidence from Canada. The Canadian Journal of Economics, 1983, vol. 16, iss. 1, pp. 122–138. URL: Link
  29. Kaushal N., Kaestner R., Reimers C. Labor Market Effects of September 11th on Arab and Muslim Residents of the United States. Journal of Human Resources, 2007, vol. 42, iss. 2, pp. 275–308. URL: Link
  30. Мельников Р.М. Оценка отдачи от религиозного капитала на российском рынке труда // Экономический анализ: теория и практика. 2020. Т. 19. Вып. 9. С. 1671–1694. URL: Link
  31. Толмачев Д.Е., Чукавина К.В., Игошина Е.Д. Технологические предприниматели российского происхождения: образование, география, отрасли // Журнал Новой экономической ассоциации. 2022. № 1. С. 231–240. URL: Link
  32. Бахтигараева А.И., Ставинская А.А. Сможет ли доверие стать фактором роста экономики? Динамика уровня доверия у российской молодежи // Вопросы экономики. 2020. № 7. С. 92–107. URL: Link
  33. Boden R.J., Nucci A. On the survival prospects of men’s and women’s new business ventures. Journal of Business Venturing, 2000, vol. 15, no. 4, pp. 347–362. URL: Link00004-4

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 21, вып. 7, июль 2022

Другие номера журнала