+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Экономический анализ: теория и практика»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Модель стратегического потенциала предприятия как объекта стратегического маркетинга

Купить электронную версию статьи

т. 22, вып. 11, ноябрь 2023

Получена: 22.05.2023

Получена в доработанном виде: 10.07.2023

Одобрена: 20.08.2023

Доступна онлайн: 30.11.2023

Рубрика: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Коды JEL: М31, О21

Страницы: 1996–2019

https://doi.org/10.24891/ea.22.11.1996

Красюк И.А. доктор экономических наук, профессор Высшей школы передовых цифровых технологий, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Российская Федерация 
iri-krasjuk@yandex.ru

https://orcid.org/0000-0002-5146-787X
SPIN-код: 9937-1495

Хухлаев Д.Г. кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и социально-гуманитарных дисциплин, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Москва, Российская Федерация 
omega356@yandex.ru

https://orcid.org/0000-0003-4035-3102
SPIN-код: 8712-4601

Предмет. Формирование стратегического потенциала предприятия требует научного обоснования его содержания в силу сложности данной категории. При этом множественные подходы в определении сущности, структуры потенциала предприятия и способов его математической формализации не дают достаточно правомерной семантической и математической интерпретации модели потенциала предприятия как объекта стратегического маркетинга.
Цели. На основании определения объекта стратегического маркетинга при реализации концепции маркетинга опережающего развития разработать иерархическую модель потенциала предприятия, что позволит сформировать эффективную стратегию развития предприятия в условиях перманентного развития рыночной среды.
Методология. Методологическую базу исследования составила теория маркетинга и стратегического менеджмента. Методы исследования включают качественный и функциональный анализ экономических категорий.
Результаты. Обосновано использование категории «стратегический потенциал предприятия» в качестве объекта управления стратегического маркетинга. Для построения иерархической структуры стратегического потенциала был применен функциональный подход. Иерархическая модель имеет три уровня: основных функциональных задач (производственного и маркетингового), прикладных локальных потенциалов (технического, инновационного, организационного и инвестиционного) и ресурсного потенциала.
Выводы. Модель стратегического потенциала предприятия необходима для успешного осуществления управленческой функции стратегического маркетинга в рамках реализации концепции маркетинга опережающего развития для формирования стратегического потенциала предприятия. Определение взаимодействия локальных потенциалов предприятия позволит точно определять объект и тип управленческого воздействия, а также целевые ориентиры стратегического развития.

Ключевые слова: стратегический потенциал, маркетинг опережающего развития

Список литературы:

  1. Narver J.C., Slater S.F., MacLachlan D.L. Responsive and Proactive Market Orientation and New-Product Success. Journal of Product Innovation Management, 2004, vol. 21, iss. 5, pp. 334–347. URL: Link
  2. Красюк И.А., Хухлаев Д.Г. Концептуальные основы маркетинга опережающего развития // Экономика и предпринимательство. 2022. Т. 16. № 8. С. 704–710.
  3. Brege H., Kindström D. Exploring proactive market strategies. Industrial Marketing Management, 2020, vol. 84, pp. 75–88. URL: Link
  4. Бронникова Т.С. Оценка уровня рыночного потенциала предприятия // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2012. № 3. URL: Link
  5. Бармашова Л.В., Викторова Т.С. Анализ концепций формирования производственного потенциала машиностроительного предприятия на современном этапе // Актуальная биотехнология. 2013. № 2. С. 39–44.
  6. Горбунова В.Б. Структурная модель формирования совокупного потенциала предприятия // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 1. С. 158–162.
  7. Waltersmann L., Kiemel S., Bogdanov I. et al. Benchmarking Holistic Optimization Potentials in the manufacturing Industry – A Concept to Derive Specific Sustainability Recommendations for Companies. Procedia Manufacturing, 2019, vol. 39, pp. 685–694. URL: Link
  8. Liu D., Meissner C.M. Market potential and economic development with non-homotheticity. Journal of Development Economics, 2019, vol. 139, pp. 217–228. URL: Link
  9. Flaig A., Kindström D., Ottosson M. Market-shaping strategies: A conceptual framework for generating market outcomes. Industrial Marketing Management, 2021, vol. 96, pp. 254–266. URL: Link
  10. Бронникова Т.С., Котрин В.В. Развитие методологии формирования рыночного потенциала предприятия: монография. Королев: ФТА, 2012. 134 с.
  11. Целых Т.Н. Маркетинговый потенциал локальной территории: сущность и формирование // Инновационная экономика и общество. 2014. № 4. С. 76–81.
  12. Акифьева В.А., Батова Т.Н. Исследование взаимосвязи маркетингового, экономического и рыночного потенциалов предприятия // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2015. № 3. URL: Link
  13. Снитко Л.Т., Чужикова Ю.А. Значимость рыночного потенциала в стратегическом управлении предприятием // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2015. № 2. С. 52–58. URL: Link
  14. Горнштейн М.Ю. Современный маркетинг: монография. М.: Дашков и К, 2022. 404 с.
  15. Стровский В.Е., Косолапов О.В. Формирование локальных потенциалов предприятия // Известия Уральского государственного горного университета. 2013. № 4. С. 93–96. URL: Link
  16. Kaleka A., Morgan N.A. How marketing capabilities and current performance drive strategic intentions in international markets. Industrial Marketing Management, 2019, vol. 78, pp. 108–121. URL: Link
  17. Красюк И.А., Пашоликов М.А. Влияние маркетинговой стратегии на деятельность промышленного предприятия в условиях цифровизации // Практический маркетинг. 2021. № 4. С. 10–16. URL: Link
  18. Rex Yuxing Du, Ye Hu, Damangir S. Leveraging trends in online searches for product features in market response modeling. Journal of Marketing, 2015, vol. 79, iss. 1, pp. 29–43. URL: Link
  19. Красюк И.А., Брагин А.Ю. Инструменты маркетингового управления в высокотехнологичных отраслях // Экономика и предпринимательство. 2022. № 3. С. 1393–1398.
  20. Красюк И.А., Брагин А.Ю. Результативность маркетингового управления на основе ключевых компетенций и динамических способностей в условиях цифровизации // Экономические науки. 2022. № 212. С. 110–114. URL: Link
  21. Orlandi L.B. Organizational capabilities in the digital era: Reframing strategic orientation. Journal of Innovation & Knowledge, 2016, vol. 1, iss. 3, pp. 156–161. URL: Link
  22. Griffin A., Josephson B.W., Lilien G. et al. Marketing’s roles in innovation in business-to-business firms: Status, issues, and research agenda. Marketing Letters, 2013, vol. 24, iss. 4, pp. 323–337. URL: Link
  23. Herhausen D. Unfolding the ambidextrous effects of proactive and responsive market orientation. Journal of Business Research, 2016, vol. 69, iss. 7, pp. 2585–2593. URL: Link
  24. Bruni D.S., Verona G. Dynamic marketing capabilities in science-based firms: An exploratory investigation of the pharmaceutical industry. British Journal of Management, 2009, vol. 20, iss. s1, pp. S101–S117. URL: Link
  25. Пашоликов М.А. Системно-динамическое моделирование совместной деятельности промышленных предприятий // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2016. № 3. С. 101–110. URL: Link

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 23, вып. 4, апрель 2024

Другие номера журнала