+7(495) 989 9610
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Дайджест-Финансы»
 

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Elibrary.ru
East View Information Services
University Library Online
Rucont
Cyberleninka

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Применение мультипликаторов на базе выручки в оценке стоимости нефтегазовых корпораций

т. 25, вып. 4, декабрь 2020

PDF  PDF-версия статьи

Получена: 03.11.2020

Получена в доработанном виде: 16.11.2020

Одобрена: 30.11.2020

Доступна онлайн: 25.12.2020

Рубрика: РИСКИ, АНАЛИЗ, ОЦЕНКА

Коды JEL: G32, L25, L71, M41, O12

Страницы: 387–415

https://doi.org/10.24891/df.25.4.387

Шимко О.В. кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник сектора энергетической политики, Центр инновационной экономики и промышленной политики, Институт экономики Российской академии наук (ИЕ РАН), Москва, Российская Федерация 
shima_ne@mail.ru

https://orcid.org/0000-0002-0779-7097
SPIN-код: 7599-9637

Предмет. Коэффициенты отношения рыночной капитализации и стоимости компании к выручке 25 ведущих публичных нефтегазовых корпораций в период 2008–2018 гг.
Цели. Выявление ключевых тенденций изменения значений коэффициентов отношения рыночной капитализации и стоимости компании к выручке ведущих публичных нефтегазовых корпораций, определение тех факторов, которые привели к такой трансформации за изученный период, и установление применимости указанных мультипликаторов для оценки стоимости бизнеса в рамках нефтегазовой отрасли.
Методология. Использованы методы сравнительного и финансово-экономического анализа, а также обобщения материалов финансовой отчетности.
Результаты. Установлено, что мультипликаторы на базе выручки приемлемы для оценки стоимости нефтегазовых компаний. Выявлено, что при схожей структуре чистой выручки компании с лучшей рентабельностью имеют более высокие значения мультипликатора. Определено, что по величине мультипликаторов интегрированные корпорации обычно уступают независимым компаниям. Выпуск нефтепродуктов из покупного сырья оценивается рынком ниже, чем продукция, которая производится из собственных ресурсов. Наличие перепродажи в структуре выручки уменьшает величину мультипликатора. Рост долговой нагрузки способствует снижению показателя мультипликатора. Следовательно, при значительной разнице в долговой составляющей в мультипликаторе вместо рыночной капитализации целесообразно использовать показатель стоимости компании, который включает в себя чистый долг. Обнаружено наличие странового фактора, который необходимо учитывать при использовании мультипликатора.
Область применения. Оценка возможной стоимости нефтегазовых активов в рамках сравнительного подхода и разработка мер по повышению рыночной капитализации публичных нефтегазовых компаний.
Выводы. Применение мультипликаторов на базе выручки требует тщательного анализа финансово-хозяйственной деятельности компаний, но вполне уместно даже в условиях общего снижения рентабельности и роста долговой нагрузки в биржевом секторе мировой нефтегазовой отрасли.

Ключевые слова: выручка, оценка стоимости, сравнительный подход, мультипликатор, нефтегазовая отрасль

Список литературы:

  1. Минасян В.Б. Оценка рисков, возникающих при применении технологии мультипликаторов для оценки акций // Финансы: теория и практика. 2018. Т. 22. Вып. 3. С. 124–135. URL: Link
  2. Минасян В.Б., Ивко Д.Г. Анализ модельного риска использования технологии мультипликаторов при оценке акций российских компаний // Финансы: теория и практика. 2019. Т. 23. Вып. 6. С. 91–116. URL: Link
  3. Тимофеев Д.В. Моделирование суверенной премии за риск на развивающихся рынках капитала // Корпоративные финансы. 2015. Т. 9. № 2. С. 54–75. URL: Link
  4. Халикова М.А., Белай И.Е., Галимзянов Р.Н. Оценка стоимости контрольного пакета акций нефтяной компании // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2016. Т. 8. № 3. URL: Link
  5. Назарова В.В., Шевякина О.Р. Определение оптимальной премии в сделках слияния и поглощения в нефтегазовом секторе // Корпоративные финансы. 2015. Т. 9. № 4. С. 5–30. URL: Link
  6. Липатников В.С., Кирсанова К.А. Оценка влияния неблагоприятной экономической и геополитической ситуации на стоимость российских нефтегазовых компаний // Управленческие науки. 2018. Т. 8. Вып. 2. С. 30–43. URL: Link
  7. Козлова А.С., Одинокова К.А., Тараскин Д.С. Основные подходы к оценке стоимости публичных компаний // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. № 1. С. 105–111. URL: Link
  8. Скавыш И.А. Эффективность применения специальных отраслевых мультипликаторов в сравнении с универсальными мультипликаторами // Финансовое право и управление. 2017. № 1. С. 1–10. URL: Link
  9. Кокин А.С., Осколков И.М., Сызганова А.А. Сравнительный подход к оценке стоимости акций нефтегазовых компаний России на основе фундаментального анализа // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 9. № 1А. С. 241–258. URL: Link
  10. Татаринцева С.Г., Самойлов Н.А., Удалова Д.В. Финансовый контроль индикаторов инвестиционной привлекательности корпорации в учетной и стоимостной модели // Инновационное развитие экономики. 2019. № 1. С. 210–216. URL: Link
  11. Усманова А.С., Нестеренко Е.А., Тараскин Д.С. Оценка стоимости публичных компаний России по отраслям хозяйствования // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2020. № 2. С. 103–107. URL: Link
  12. Ивко Д.Г. Особенности проведения оценки стоимости российских компаний методом рыночных мультипликаторов // Финансы и управление. 2017. № 1. С. 34–46. URL: Link
  13. Ивко Д.Г. Проведение оценки стоимости российских компаний: риски использования метода рыночных мультипликаторов // Финансы и управление. 2018. № 1. С. 8–22. URL: Link
  14. Басиладзе Г.Р. Сравнительный анализ инвестиционной привлекательности ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «РОСНЕФТЬ», ПАО «ГАЗПРОМ» // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 1. С. 145–147. URL: Link
  15. Пономарева С.В., Железнова И.В. Особенности проведения обратного выкупа акций компаниями в России // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2017. № 2. С. 165–178. URL: Link
  16. Дорофеева К.А. Организация внутреннего финансового контроля в корпорациях нефинансового сектора // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 4. С. 108–113. URL: Link
  17. Юрлов Ф.Ф., Корнилов Д.А., Корнилова Е.В., Плеханова А.Ф. Сравнительная оценка эффективности крупных компаний нефтегазового сектора // Вестник НГИЭИ. 2020. № 7. С. 83–92. URL: Link
  18. Васильева Е.В., Петрова С.Б. Стратегический анализ факторов, влияющих на развитие нефтегазовых корпораций России // Вестник Екатерининского института. 2015. № 2. С. 8–14.
  19. Шимко О.В. Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности ведущих публичных корпораций нефтегазовой отрасли после мирового финансового кризиса: монография. М.: Наука, 2019. 339 с.
  20. Шимко О.В. Современные особенности оценки стоимости нефтегазовых корпораций сравнительным подходом: монография. М.: Международные отношения, 2018. 252 с.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-9438 (Online)
ISSN 2073-8005 (Print)

Свежий номер журнала

т. 25, вып. 4, декабрь 2020

Другие номера журнала