+7(495) 989 9610
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Дайджест-Финансы»
 

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Elibrary.ru
East View Information Services
University Library Online
Rucont
Cyberleninka

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Анализ влияния факторов корпоративного управления на стоимость бизнеса и уровень его капитализации

т. 26, вып. 3, сентябрь 2021

PDF  PDF-версия статьи

Получена: 12.07.2021

Получена в доработанном виде: 02.08.2021

Одобрена: 10.08.2021

Доступна онлайн: 30.09.2021

Рубрика: РИСКИ, АНАЛИЗ, ОЦЕНКА

Коды JEL: G32, G34

Страницы: 291–309

https://doi.org/10.24891/df.26.3.291

Косорукова О.Д. аспирантка, старший преподаватель кафедры оценочной деятельности и корпоративных финансов, Московский финансово-промышленный университет «Синергия (Университет «Синергия»), Москва, Российская Федерация 
olga.kosorukowa@yandex.ru

https://orcid.org/0000-0001-8680-0727
SPIN-код: 8381-6346

Предмет. Методы и факторы определения стоимости бизнеса с учетом влияния принципов корпоративного управления.
Цели. Анализ влияния факторов корпоративного управления на стоимость и уровень капитализации российских публичных акционерных обществ и выработка предложений по принятию финансовых и управленческих решений, основанных на стоимостно-ориентированном управлении.
Методология. В исследовании использовались методы синтеза, дедукции, индукции, методах статистического анализа, сравнения и обобщения.
Результаты. На основе анализа влияния факторных признаков (выручки, выплаченных дивидендов, рентабельности продаж и собственного капитала) за 11 лет (2009–2019 гг.) на уровень капитализации и стоимость совокупности из 20 российских публичных акционерных обществ из четырех отраслей, классифицированных по количеству собственников и государственному участию, установлено, что в российской практике уровень капитализации и стоимость бизнеса более всего зависят от показателей компаний с количеством собственников от 11 и более (71%), компаний без участия государства в структуре собственников (67%). Среди фундаментальных факторов компаний наибольшим влиянием на стоимость их бизнеса обладают только выручка и дивидендная политика, а на уровне капитализации существенно сказываются все анализируемые факторы.
Выводы. В настоящее время оценка стоимости бизнеса, а также управление ею необходимы для принятия стратегически верных управленческих решений руководителями. Для этого оценщику следует не только оценивать стоимость организации по полученным финансовым результатам, но и также учитывать ее различные нефинансовые показатели, к которым в том числе относится и корпоративное управление. На основе принципов корпоративного управления, изложенных в Письме Банка России, выделены факторы, которые, как доказано, влияют на формирование стоимости бизнеса. Проведенный анализ позволяет определить наилучшие результаты корпоративного управления для российских публичных акционерных обществ по отраслевому признаку, количеству и качеству собственников и дает основание для выработки предложений и рекомендаций по принятию финансовых и управленческих решений относительно стоимости бизнеса, основанных на принципах стоимостно-ориентированного управления.

Ключевые слова: корпоративное управление, уровень капитализации бизнеса, стоимость бизнеса, факторы управления стоимостью бизнеса

Список литературы:

  1. Мизгин Д., Новак М.А., Пасечник И., Смаковая В. Оценка стоимости компании как один из показателей эффективности ее деятельности // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. Т. 2. № 7. С. 61–67. URL: Link
  2. Федотова М.А., Тазихина Т.В., Григорьев В.В. Стоимостно-ориентированное управление корпорацией: теория, методология и практика: монография. М.: КНОРУС, 2020. 146 С.
  3. Джафаров В.А. Актуальные проблемы применения VBM в российской практике // Финансы и кредит. 2020. Т. 26. Вып. 1. С. 228–240. URL: Link
  4. Рожковский А.Л. Развитие теоретических и методических основ концепции стоимостно-ориентированного управления компанией // Финансы и кредит. 2020. Т. 26. Вып. 12. С. 2790–2812. URL: Link
  5. Косорукова И.В. Анализ взаимосвязи стоимости и цены российского бизнеса и влияния на них финансовых показателей компании // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2020. № 5. С. 56–64. URL: Link
  6. Стоимость собственности в цифровой экономике: оценка и управление: монография. Под ред. М.А. Федотовой, Т.В. Тазихиной, И.В. Косоруковой. М.: КНОРУС, 2021. 442 с.
  7. Шимко О.В. Анализ рыночной капитализации и стоимости ведущих публичных нефтегазовых корпораций мира // Финансы и кредит. 2020. Т. 26. Вып. 8. С. 1870–1892. URL: Link
  8. Абашева А.А. Влияние корпоративного управления на стоимость компании // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2016. № 40-1. С. 20–26. URL: Link
  9. Воронов С.А. Современные модели управления стоимостью публичных кампаний в сфере корпоративного управления // Экономика и предпринимательство. 2019. № 2. С. 1208–1212.
  10. Шибико А.В., Теленчинова А.Н. Корпоративное управление, как основной фактор концепции управления стоимостью компании // Экономика и предпринимательство. 2016. № 12-2. С. 564–566.
  11. Усмонова Н. Роль корпоративного управления в системе управления корпоративными финансами // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 6-1. С. 57-58.
  12. Копылов В.В., Цзан Х. Эффективность корпоративного управления в системе управления организацией // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. 2016. № 4-2. С. 160–164.
  13. Косорукова И.В., Мирзоян Н.В., Бондарева Н.А. и др. Совершенствование критериев принятия решений на базе стоимостно-ориентированного менеджмента как основа роста конкурентоспособности экономики России: монография. Под ред. И. В. Косоруковой. М.: Университет «Синергия», 2019. 206 с.
  14. Шеина А.Ю., Фазлетдинова А.А. Сущность корпоративного управления и экономической безопасности, влияние корпоративного управления на банкротство организации // Финансовая экономика. 2019. № 3. С. 435–439.
  15. Хусаинова А.М. Влияние элементов корпоративного управления на управление качеством продукции // Аллея науки. 2019. Т. 1. № 1. С. 363–368.
  16. Ханжина И.Ю. Новое в корпоративном управлении: кодекс корпоративного управления // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 5. С. 41. URL: Link
  17. Балабин А.А., Бойко А.В. Внедрение принципов корпоративного управления в российских компаниях: количественный анализ. В кн.: Экономика Сибири в условиях глобальных вызовов XXI века. Новосибирск: Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 2018. С. 19–27.
  18. Нугманова И.И. Принципы корпоративного управления. В кн.: Проблемы модернизации экономики территориальных систем Российской Федерации. Уфа: Башкирский государственный университет, 2019. С. 114–117.
  19. Ивушкина А.В. Особенности корпоративного управления в России // Фундаментальные и прикладные исследования в области экономики и финансов: материалы Международной научно-практической конференции. Орел: Среднерусский институт управления – филиал РАНХиГС, 2017. С. 187–189.
  20. Михайлова Н.В. Кодекс корпоративного управления как существенный инструмент управления деятельностью акционерных обществ Российской Федерации // Молодой ученый. 2019. № 10. С. 182–185.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-9438 (Online)
ISSN 2073-8005 (Print)

Свежий номер журнала

т. 26, вып. 3, сентябрь 2021

Другие номера журнала