«Финансовая аналитика: проблемы и решения»
 

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Специфика применения ценовой дискриминации при реализации информационных благ посредством электронной торговли

Журнал «Финансовая аналитика: проблемы и решения»
т. 9, вып. 10, март 2016

Получена: 25.01.2016

Одобрена: 09.02.2016

Доступна онлайн: 16.03.2016

Рубрика: МОНИТОРИНГ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Страницы: 22-30

Сигарев А.В. кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация 
alexsigarev@mail.ru

Косов М.Е. кандидат экономических наук, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация 
kosovme@mail.ru

Предмет. Активное развитие электронной торговли, наблюдаемое с начала XXI в., оказывает существенное влияние на традиционные представления об экономических процессах, в том числе на способы и принципы ценообразования. В частности, при реализации информационных благ с помощью сети Интернет применение стратегий ценовой дискриминации имеет ряд особенностей, которые в значительной мере влияют как на продавцов, так и на покупателей.
     Цель. Выявить специфические особенности ценовой дискриминации при реализации информационных благ посредством электронной торговли, которые оказывают влияние на поведение продавцов и покупателей.
     Методология. В работе проанализирована возможность использования традиционных стратегий ценовой дискриминации в условиях реализации информационных благ посредством электронной торговли.
     Результаты. Рассмотрены возможности использования стратегий ценовой дискриминации, кастомизации, самоотбора и версионирования при реализации информационных благ через каналы электронной торговли.
     Выводы и значимость. Сделан вывод о том, что в случае реализации информационных благ через каналы электронной торговли у продавцов открываются более широкие возможности для дифференцированного ценообразования и более полного изымания потребительского излишка. Это становится возможным потому, что развитие информационно-коммуникационных технологий позволяет более подробно изучить вкусы и предпочтения покупателей, предсказать их поведение, персонализировать предлагаемое благо. В то же время со стороны потребителя также существуют положительные эффекты от приобретения благ через Интернет в виде снижения асимметрии информации в отношении цен и качества благ, а также более широких возможностей для сравнения рыночных предложений.

Ключевые слова: ценообразование, ценовая дискриминация, дифференцированное ценообразование, электронная торговля

Список литературы:

  1. Рудакова И.Е., Никифоров А.А. Макроэкономическая теория: проблемы, версии, полемика. М.: Дело и Сервис, 2013. 208 с.
  2. Особенности и тенденции развития интернет-торговли (на примере рынка бытовой техники и электроники) / отв. ред. В.В. Радаев. М.: НИУ ВШЭ, 2010. 87 с.
  3. Алексеев И.Ю. Электронная торговля: правовые проблемы: предпринимательской деятельности в Интернете // Юрист. 2000. № 3. С. 43–45.
  4. Антипина О.Н. Информационная экономика: современные технологии и ценообразование. М.: ТЕИС, 2009. 284 c.
  5. Савинов Ю.А. Проблемы использования сети Интернет для международной электронной торговли // Внешнеэкономический бюллетень. 2005. № 3. C. 3–12.
  6. Влияние трансграничной торговли на розничные рынки России / отв. ред. В.В. Радаев. М.: НИУ ВШЭ, 2013. 287 с.
  7. Антипина О.Н. Теоретические основы ценообразования на рынках информационных благ и технологий // Вопросы новой экономики. 2009. № 4. С. 12–22.
  8. Сигарев А.В. Электронная коммерция: вызовы и перспективы в условиях экономической нестабильности // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 2. С. 170–175.
  9. Tang Z., Montgomery A., Smith M.D. The Impact of Shopbot Use on Prices and Price Dispersion: Evidence from Online Book Retailing // Carnegie Mellon University, 2008. № 12.
  10. Brown J.R., Goolsbee A. Does the Internet Make Markets More Competitive? Evidence from the Life Insurance Industry // Journal of Political Economy. 2002. Vol. 110. Р. 481–507.
  11. Lynch J.G., Ariely D. Wine Online: Search Costs Affect Competition on Price, Quality, and Distribution // Marketing Science. 2000. Vol. 19. № 1, Special Issue on Marketing Science and the Internet. Р. 83–103.
  12. Бондаренко Н.Е., Комарова И.П. Государственная инновационная политика: основные принципы и приоритеты // Вестник международного института экономики и права. 2013. № 1. С. 78–83.
  13. Ulph D., Vulkan N. Electronic Commerce and Competitive First-Degree Price Discrimination. London, University College, 2000. URL: Link.
  14. Ulph D., Vulkan N. Electronic Commerce, Price Discrimination and Mass Customisation. London, University College, 2001.
  15. Shapiro C., Varian H. Information Rules: A Strategic Guide to the Network Economy // Harvard Business Review Press. 1998. 368 p.
  16. Пшеницына Е.И. Особенности ценообразования сетевых структур // Приоритетные направления развития науки и образования: матер. науч.-практич. конф. Чебоксары, ЦНС «Интерактив плюс», 2015. № 2. С. 444–447.
  17. Харакоз Ю.К., Косов М.Е. Стратегическое управление затратами как метод увеличения конкурентоспособности // Образование. Наука. Научные кадры. 2014. № 1. С. 156–159.
  18. Bakos Y., Brynjolfsson E. Bundling Information Goods: Pricing, Profits and Efficiency // Management Science. 1999. Vol. 45. Iss. 12. P. 1613–1630.
  19. Bakos Y., Brynjolfsson E. Bundling and Competition on the Internet // Marketing Science. 2000. Vol. 19. № 1. Special Issue on Marketing Science and the Internet. Р. 63–82.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8768 (Online)
ISSN 2073-4484 (Print)

Свежий номер журнала

т. 12, вып. 4, декабрь 2019

Другие номера журнала