+7(495) 989 9610
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Финансовая аналитика: проблемы и решения»
 

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Проблемы низкой эффективности современного механизма бюджетного финансирования высокодотационных регионов Российской Федерации

Купить электронную версию статьи

т. 13, вып. 2, июнь 2020

Получена: 13.02.2020

Получена в доработанном виде: 25.02.2020

Одобрена: 23.03.2020

Доступна онлайн: 28.05.2020

Рубрика: Экономическая политика

Коды JEL: H53, H68, H72

Страницы: 183–199

https://doi.org/10.24891/fa.13.2.183

Хуторова Н.А. кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Москва, Российская Федерация 
khutorova-na@ranepa.ru

https://orcid.org/0000-0002-2123-4573
SPIN-код: 2595-1236

Искияев Д.Б. аспирант по направлению подготовки 08.00.10 «Финансы, денежное обращение и кредит», Академия труда и социальных отношений, Москва, Российская Федерация 
Iskiyaev94@mail.ru

https://orcid.org/0000-0003-4612-7026
SPIN-код: 9015-1451

Предмет. Несмотря на достигнутую макроэкономическую стабильность, темпы экономического роста остаются низкими, 72 субъекта Российской Федерации в списке дотационных и 6 из них высокодотационных регионов. При этом сохраняется высокая доля дотаций в межбюджетные трансферты.
Цели. Выявление проблем низкой эффективности механизма бюджетного финансирования высокодотационных регионов и поиск инструментов для улучшения ситуации.
Методология. Использовались методы логического, статистического анализа.
Результаты. Выявлены следующие основные проблемы: отсутствие должной мотивации у высокодотационных регионов для эффективного использования бюджетных средств и поиска собственных источников финансирования; недостатки и неточности бюджетного прогнозирования и планирования, в том числе в методике расчета налогового потенциала; отсутствие понятных стимулирующих инструментов наращивания финансового потенциала; эффект «липучки»; излишняя централизация бюджетной системы.
Выводы. В большинстве случаев дотационность бюджетной практики Российской Федерации обусловлена совокупностью причин: территориальными, ресурсными, социально-экономическими, политическими и бюджетными. Современный механизм финансирования высокодотационных регионов недостаточно эффективен как по причине демотивации к эффективному использованию бюджетных средств и поиску собственных источников финансирования, так и в связи с нехваткой инструментов регулирования, направленных на наращивание финансового потенциала. Устранение этих причин возможно путем расширения финансовых возможностей и в то же время ответственности регионов при реализации самостоятельной экономической политики, основой которой является стимулирование инновационной активности, а также за счет гармонизации региональной бюджетной и налоговой политики. Целесообразно расширение параметров расчета индекса налогового потенциала, в том числе с возможностью учета налоговых расходов регионов и их эффективности, совершенствование подходов к определению расчетных объемов расходных обязательств субъектов, а также использование подхода «модельного бюджета» и расширения практики использования обзоров бюджетных расходов.

Ключевые слова: высокодотационные регионы, дотации на выравнивание, финансовый потенциал региона

Список литературы:

  1. Тимушев Е.Н. Федеральные межбюджетные трансферты и уровень внутрирегиональной бюджетной децентрализации в России // Финансовый журнал. 2019. № 6. С. 27–42. URL: Link
  2. Di Bella G., Dynnikova O., Grigoli F. Fiscal Federalism and Regional Performance in Russia. Russian Journal of Economics, 2018, vol. 4, iss. 2, pp. 108–132. URL: Link
  3. Бухарский В.В., Лавров А.М. Оценка выравнивающего и стимулирующего эффектов межбюджетных трансфертов субъектам РФ // Финансовый журнал. 2017. № 1. С. 9–21. URL: Link
  4. Тимушев Е.Н. Эффект липучки: причины и проявление в бюджетной системе РФ // Финансовый журнал. 2017. № 5. С. 60–71. URL: Link
  5. Андряков А.Д. Сбалансированность и устойчивость региональных бюджетов в 2008–2016 гг. // Финансовый журнал. 2017. № 6. С. 25–40. URL: Link
  6. Божечкова А.В., Мамедов А.А. и др. Стабилизационные свойства трансфертов, выделяемых регионам России из федерального бюджета. М.: Институт Гайдара, 2018. 68 с.
  7. Мильчаков М.В. Высокодотационные регионы России: условия формирования бюджетов и механизмы государственной поддержки // Финансовый журнал. 2017. № 1. С. 22–38. URL: Link
  8. Назаров В.С. Международный опыт эволюции методик распределения выравнивающих трансфертов. М.: РАНХиГС, 2013. 97 с.
  9. Лавров А.М. Логика и перспективы бюджетных реформ в России: в поисках «оптимальной децентрализации»: монография. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 832 с.
  10. Голованова Н.В. Межбюджетные трансферты: многообразие терминов и российская практика // Финансовый журнал. 2018. № 2. С. 24–35. URL: Link
  11. Афанасьев Р.С., Богданов Л.Н., Гулидов Р.В., Леонов С.Н. «Модельные» бюджеты: последствия для субъектов Российской Федерации // Пространственная экономика. 2019. Т. 15. № 1. С. 132–156. URL: Link
  12. Богачева О.В., Смородинов О.В. Формирование условий для проведения обзоров расходов в России // Финансовый журнал. 2019. № 1. С. 21–33. URL: Link

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8768 (Online)
ISSN 2073-4484 (Print)

Свежий номер журнала

т. 13, вып. 2, июнь 2020

Другие номера журнала