«Финансы и кредит»
 

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Комплексная методика построения сбалансированной процентной политики коммерческого банка в сфере кредитных отношений

т. 20, вып. 48, декабрь 2014

Доступна онлайн: 18.12.2014

Рубрика: Банковское дело

Страницы: 2-13

Смулов А.М. доктор экономических наук, профессор кафедры банковского дела, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова 
jeger@bk.ru

Абдюкова Э.И. ассистент кафедры банковского дела, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова 
elina1312@gmail.com

В статье отмечается, что каждый коммерческий банк в процессе своей деятельности принимает множество решений, обусловленных рядом параметров, влияющих на конечный результат. К ним относятся объемы привлекаемых и размещаемых ресурсов, продолжительность сроков депозитов, кредитов, уровни их процентных ставок. Все эти параметры функционально связаны между собой в рамках кредитных операций. Вариация любого из них может привести к снижению эффективности работы банка. Процедура установления цен реализуется посредством процентной политики. Ее объектом являются депозитные и кредитные продукты, цены которых выражены в процентах. Когда в экономике складывается неблагоприятная ситуация, сопровождаемая кризисными явлениями, ужесточением денежно-кредитной политики, спадом платежеспособного спроса и доходов населения, организаций, важным для банка является "выживание" с возможным сохранением достигнутых показателей. Если же наблюдается рост потребительского спроса, доходов физических и юридических лиц, то растет конкуренция среди кредитных организаций за потребителя. В таком случае банку необходимо разработать план действий по привлечению потенциальных клиентов. Определена необходимость оптимизации депозитной, кредитной и процентной политики коммерческого банка. Для решения этой задачи разработаны частные методики: по выявлению значимых факторов внешней среды и факторов влияния на нее, определению цены депозитных и кредитных услуг на основе оценки потенциала потребностей и возможностей экономических агентов, определению цены банковских продуктов на основе модели "спроса и предложения". Совокупность частных методик объединена в комплексную методику построения сбалансированной процентной политики коммерческого банка. Для реализации комплексной методики составлен алгоритм, позволяющий использовать инструменты частных методик полностью или частично, в зависимости от складывающейся ситуации. Показана возможность практического применения разработанной комплексной методики.

Ключевые слова: банк, процентная политика, кредитные услуги, методика, сбалансированность, прибыль, оптимизация, алгоритм

Список литературы:

  1. Амелин И.Э. Практические вопросы графического моделирования // Банковское дело. 2000. № 7. С. 15–18.
  2. Банковские операции: учеб. пособие. М.: Изд. РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2011. 140 с.
  3. Вагапов Э.Р. Модель поведения банка в условиях совершенной конкуренции. Самара: Самарский государственного технического университета. 2002. С. 100–102.
  4. Гойденко Ю.Н. Ценообразование в коммерческих банках: ориентация на выживание. Иркутск: Байкальский государственный университет экономики и права. 2005. 432 с.
  5. Деньги, кредит, банки: учебник / под ред. О.И. Лаврушина. М.: КноРус. 2014. 448 с.
  6. Егорова Н.Е., Смулов A.M. Предприятия и банки: Взаимодействие, экономический анализ, моделирование. М.: Дело. 2002. 456 с.
  7. Зайнашев Н.К., Абдюкова Э.И. Оптимизация процентных ставок по ссудам и по вкладам коммерческого банка // Математические модели и информационные технологии в организации производства. 2012. № 2. С. 78–81.
  8. Интрилигатор М. Математические методы оптимизации и экономическая теория. М.: Прогресс. 1975. 553 с.
  9. Клейнер Г.Б. Наноэкономика // Вопросы экономики. 2004. № 12. С. 70–94.
  10. Лившиц К.И., Панина Ю.В. Управление капиталом банка путем изменения процентных ставок // Вычислительные технологии. 2008. № 13. С. 71–76.
  11. Липсиц И.В. Ценообразование и маркетинг в коммерческом банке. М.: Экономистъ, 2006. 122 с.
  12. Льюис К.Д. Методы прогнозирования экономических показателей. М.: Финансы и статистика, 1986. 134 с.
  13. Организация деятельности коммерческого банка: учебник / под ред. Е.А. Звоновой. М.: ИНФРА-М, 2012 639 с.
  14. Панова Г.С. Анализ финансового состояния коммерческого банка. М.: Финансы и статистика, 1996. 272 с.
  15. Попов Е.В., Татаркин А.И. Миниэкономика. М.: Наука, 2003. 487 с.
  16. Роуз П. Банковский менеджмент: предоставление финансовых услуг. М.: Дело, 1997. 768 с.
  17. Сорокина М.Г. Система моделей и методы их анализа для обоснования эффективности реализации банком финансовых операций. М.: Институт проблем управления РАН, 2004. С. 1–7.
  18. Учебный банк: учеб. пособие / под общ. ред. Е.А. Звоновой. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2012. 112 с.
  19. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 1995. 485 с.
  20. Шилов С., Донгузова Т. Антикризисное управление в проблемном банке // Банковское дело в Москве. 1999. № 12. С. 11–16.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8709 (Online)
ISSN 2071-4688 (Print)

Свежий номер журнала

т. 26, вып. 1, январь 2020

Другие номера журнала