+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Финансы и кредит»
 

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Опыт и перспективы применения в России инициативного бюджетирования

т. 22, вып. 8, февраль 2016

PDF  PDF-версия статьи

Получена: 26.11.2015

Одобрена: 21.12.2015

Доступна онлайн: 28.02.2016

Рубрика: Бюджетное регулирование

Страницы: 10-21

Чулков А.С. кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономического анализа, статистики и финансов, Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация 
achulkov@mail.ru

Предмет. В статье отмечается, что показатели, публикуемые в рамках открытого бюджета, не всегда дают возможность оценить, как формируется бюджет и насколько эффективно тратятся средства налогоплательщиков. Изменить ситуацию можно путем вовлечения граждан в бюджетный процесс. Предметом исследования являются перспективы инициативного бюджетирования в России.
     Цели и задачи. Изучение концепции инициативного бюджетирования и разработка основных направлений ее развития в муниципальных образованиях РФ. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: изучение основных проблем, возникающих в муниципальных образованиях Российской Федерации при практическом внедрении указанной концепции; исследование зарубежного опыта применения инициативного бюджетирования, анализ успешных практик, внедренных в нашей стране.
     Методология. Проанализированы основные принципы концепции инициативного бюджетирования, путем группировки определены дополнительные отличительные черты и предложено новое определение инициативного бюджетирования.
     Результаты. Доказано, что для наиболее эффективного внедрения концепции инициативного бюджетирования в муниципальных образованиях необходимы готовность органов местного самоуправления к использованию возможностей инициативного бюджетирования, доступность и полнота информации о местных бюджетах, вовлеченность граждан в бюджетный процесс в муниципалитете и ответственность обеих сторон за принимаемые решения.
     Выводы. Сделан вывод о том, что подобный подход к планированию местных бюджетов обладает преимуществами как для населения, так и для органов местного самоуправления. Результаты анализа зарубежного опыта и первых результатов использования данной модели в отечественных муниципальных образованиях могут быть полезны при практическом внедрении проектов инициативного бюджетирования.

Ключевые слова: муниципальные финансы, инициативное бюджетирование, прозрачность

Список литературы:

  1. Арбатская Ю.В. К дискуссии о планировании бюджетных расходов // Налоги и финансовое право. 2015. № 5. С. 10–13.
  2. Бахитова Р.Х. Модель одноканальной бюджетной системы в Китайской Народной Республике // Проблемы Востоковедения. 2013. № 4. С. 8–12.
  3. Вагин В.В., Гаврилова Н.В., Шаповалова Н.А. Инициативное бюджетирование: международный контекст российской версии // Финансовый журнал. 2015. № 3. С. 117–122.
  4. Вагин В.В., Гаврилова Н.В., Шаповалова Н.А. Инициативное бюджетирование в России: лучшие практики и направления развития // Финансовый журнал. 2015. № 4. С. 94–103.
  5. Вагин В.В. Инициативное бюджетирование в Российской Федерации: основные особенности и результаты // Финансовый журнал. 2015. № 5. С. 120–122.
  6. Жук М.Г. Индикативное планирование социально-экономического развития в системе государственного планирования // Бюджет. 2015. № 1. С. 11–14.
  7. Залетный А.А. Транспарентность как ключевая проблема российской экономики // Философия хозяйства. 2015. № 1. С. 176–186.
  8. Кулибекова Д.А. Особенности функционирования и управления экономикой региона в современных условиях // Региональные проблемы преобразования экономики. 2010. № 2. С. 3–7.
  9. Комарова И.П. Парадоксы бюджетной политики РФ в условиях макроэкономической неопределенности // Экономика образования. 2015. № 1. С. 43–50.
  10. Лукин А.Г. Постулаты и принципы государственного финансового контроля в Российской Федерации // Основы экономики, управления и права. 2013. № 5. С. 29–34.
  11. Лапатухина Н.С. Институт парламентского контроля в субъектах Российской Федерации // Представительная власть – XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2009. № 5-6. С. 64–67.
  12. Мельцер Д.В. Партиципаторное бюджетирование как механизм прямого участия граждан в процессе обсуждения и принятия городского бюджета // Молодой ученый. 2015. № 4. С. 385–386.
  13. Налбандян А.А. Современные подходы к решению проблемы повышения эффективности государственных расходов // Экономические и гуманитарные науки. 2014. № 7. С. 78–85.
  14. Сергиенко Н.С., Суслякова О.Н. Инициативное бюджетирование в бюджетном процессе на местном уровне // В мире научных открытий. 2015. № 7. С. 373–374.
  15. Соколова Ж.Е. Проблемы и перспективы устойчивого развития сельских территорий // Экономика сельского хозяйства. 2015. № 3. С. 14–18.
  16. Чулков А.С. «Бюджет для граждан» как метод повышения прозрачности бюджетной системы // Финансы. 2015. № 7. С. 18–22.
  17. Чулков А.С. Оказание государственных и муниципальных услуг в условиях конкурентной борьбы // Финансы. 2014. № 11. С. 3–10.
  18. Шульга И., Сухова А. Софинансирование инициатив // Бюджет. 2015. № 4. С. 38–42.
  19. Южаков В.Н. Качество государственных и муниципальных услуг: усилия и результаты административной реформы // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 1. С. 52–72.
  20. Ярошевский В.С., Сафонова М.В. Народному бюджету народный размах // Бюджет. 2015. № 2. С. 46–50.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8709 (Online)
ISSN 2071-4688 (Print)

Свежий номер журнала

т. 28, вып. 7, июль 2022

Другие номера журнала