+7(495) 989 9610
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Финансы и кредит»
 

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Связь динамики основных показателей развития гостиничного хозяйства России и изменения благосостояния населения

т. 22, вып. 20, май 2016

PDF  PDF-версия статьи

Получена: 10.02.2016

Получена в доработанном виде: 03.03.2016

Одобрена: 13.04.2016

Доступна онлайн: 30.05.2016

Рубрика: СТОИМОСТЬ БИЗНЕСА

Страницы: 50-60

Рубан Д.А. кандидат геолого-минералогических наук, доцент Высшей школы бизнеса, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация 
ruban-d@mail.ru

Предмет. В статье отмечается, что исключительная актуальность развития внутреннего туризма в России требует пристального внимания ко всем составляющим инфраструктуры данного сектора экономики. Особенно важным представляется выявление факторов, влияющих на финансовые показатели гостиничного хозяйства.
Цели. Изучение связи между развитием гостиничного хозяйства России и изменением благосостояния населения.
Методология. Исследование основано на анализе официальных статистических данных за 2010–2014 гг. Последовательно верифицируются пять логически взаимосвязанных гипотез, описывающих взаимосвязь анализируемых показателей. Изучаются соотношения прироста объема платных услуг, оказанных коллективными средствами размещения, числа воспользовавшихся этими услугами потребителей (туристов), индекса потребительских цен на услуги и роста/снижения реальных располагаемых денежных доходов населения, отражающего изменение благосостояния населения страны.
Результаты. Определено, что гипотеза, согласно которой ежегодный прирост объема платных гостиничных услуг соответствует приросту числа туристов, находит лишь частичное подтверждение. Гипотеза, объясняющая разницу между приростом этих показателей воздействием увеличения роста потребительских цен, не проходит верификации. Проверка еще одной гипотезы позволяет заключить, что повышение благосостояния населения не препятствовало меньшему приросту оказанных коллективными средствами размещения платных услуг в сравнении с приростом числа воспользовавшихся этими услугами потребителей. Гипотеза об отсутствии роста цен на гостиничные услуги в течение рассматриваемого периода выглядит реалистичной и принимается за основу. Подтверждено, что увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения приводит к росту объема платных услуг, оказываемых коллективными средствами размещения, с задержкой в 1–2 года.
Выводы. Рост потребительских цен на услуги в России в течение последних лет не объясняет динамику прироста объема платных услуг, оказанных коллективными средствами размещения. Прослежена прямая связь между объемом платных гостиничных услуг в денежном выражении и изменением благосостояния населения страны. Эти выводы могут использоваться при планировании развития внутреннего туризма.

Ключевые слова: благосостояние, внутренний туризм, индекс потребительских цен, коллективные средства размещения, платные услуги

Список литературы:

  1. Ушаков Д.С. Экономика туристской отрасли. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 446 с.
  2. Григоренко Т.Н., Казьмина Л.Н. Приоритеты в области развития внутреннего и въездного туризма в России // Вестник Национальной академии туризма. 2015. № 4. С. 14‒16.
  3. Falk M., Hagsten E. Modelling growth and revenue for Swedish hotel establishments // International Journal of Hospitality Management. 2015. V. 45. P. 59‒68.
  4. Silva R. Multimarket contact, differentiation, and prices of chain hotels // Tourism Management. 2015. Vol. 48. P. 305‒315.
  5. Рассохина Т.В., Гуляев В.Г., Соколов А.С., Голодяева В.И., Манько Н.П. Социально-экономические факторы устойчивого развития туризма в регионах Российской Федерации в условиях экономических санкций // В мире научных открытий. 2015. № 10. С. 221‒230.
  6. Ускова Т.В. Туризм как фактор устойчивого социально-экономического развития и роста человеческого потенциала // Проблемы развития территории. 2009. № 2. С. 14‒20.
  7. Buckley R. Sustainable tourism: Research and reality // Annals of Tourism Research. 2012. Vol. 39. P. 528‒546.
  8. Crouch G.I., Ritchie J.R.B. Tourism, competitiveness, and societal prosperity // Journal of Business Research. 1999. Vol. 44. P. 137‒152.
  9. Dwyer L., Kim C. Destination competitiveness: Determinants and indicators // Current Issues in Tourism. 2003. Vol. 6. P. 369‒414.
  10. Lim C., Min J.C.H., McAleer M. Modelling income effects on long and short haul international travel from Japan // Tourism Management. 2008. Vol. 29. P. 1099‒1109.
  11. Merinero-Rodriguez R., Pulido-Fernandez J.I. Analysing relationships in tourism: A review // Tourism Management. 2016. Vol. 54. P. 122–135.
  12. Tej J., Matusikova D. Tourism product creation as a basis of economic prosperity of a destination // Economic Annals-XXI. 2014. Vol. 5-6. P. 45–48.
  13. Uysal M., Sirgy M.J., Woo E., Kim H. Quality of life (QOL) and well-being research in tourism // Tourism Management. 2016. Vol. 53. P. 244–261.
  14. Cárdenas-García P.J., Sánchez-Rivero M., Pulido-Fernández J.I. Does Tourism Growth Influence Economic Development? // Journal of Travel Research. 2015. Vol. 54. P. 206–221.
  15. Park M., Stokowski P.A. Social disruption theory and crime in rural communities: Comparisons across three levels of tourism growth // Tourism Management. 2009. Vol. 30. P. 905–915.
  16. Грибова Е.В., Сергеева А.Н. Экономика благосостояния населения в условиях инновационного вектора развития России // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 1. С. 62–67.
  17. Гусев С.Н. Экономический рост в России: потенциальный уровень и ограничения // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 4. С. 130–137.
  18. Юсова О.В. Уровень жизни населения в РФ и характеристика изменений потребительской корзины // Поволжский торгово-экономический журнал. 2013. № 3. С. 32–45.
  19. Кислинских Ю.В. Рост доходов как фактор повышения уровня жизни населения // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 671. URL: Link.
  20. Старкова Н.О., Рзун И.Г., Коновалова С.Ю. Динамика и структура заработной платы в РФ // Экономика и предпринимательство. 2015. № 8-1. С. 834–838.
  21. Кижикина В.В. Благосостояние и качество жизни населения через призму динамики потребительского рынка // Международная торговля и торговая политика. 2011. № 5. С. 162–172.
  22. Ling L., Guo X., He L. Optimal pricing strategy of hotel for long-term stay // International Journal of Services, Technology and Management. 2012. Vol. 17 (1). P. 72–86.
  23. Гонтарева Е.Ф., Рубан Д.А. Инновационные предпосылки развития делового туризма на Юге России // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2015. № 1. С. 32–36.
  24. Курочкин В.Н., Кобина Л.А. Организационно-экономические аспекты сервисной деятельности: физкультурно-спортивные услуги, горнолыжный туризм и сервис. Ростов-на-Дону: Дониздат, 2015. 151 с.
  25. Латушко Н.А., Свиридов О.Ю. Ресурсные и институциональные предпосылки формирования регионального финансового центра на Юге России // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2013. № 1. С. 87‒97.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8709 (Online)
ISSN 2071-4688 (Print)

Свежий номер журнала

т. 28, вып. 4, апрель 2022

Другие номера журнала