+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Финансы и кредит»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ,
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.2. Математические, статистические и инструментальные методы в экономике

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Тупик российского бюджетного федерализма

т. 23, вып. 19, май 2017

PDF  PDF-версия статьи

Получена: 12.01.2017

Получена в доработанном виде: 05.03.2017

Одобрена: 05.04.2017

Доступна онлайн: 29.05.2017

Рубрика: Бюджетное регулирование

Коды JEL: E62, H30, H60, H77

Страницы: 1094-1107

https://doi.org/10.24891/fc.23.19.1094

Швецов Ю.Г. доктор экономических наук, профессор, Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, Барнаул, Алтайский край, Российская Федерация 
yu.shvetsov@mail.ru

Предмет. Во всем мире основополагающим принципом бюджетного федерализма является децентрализация бюджетной системы, позволяющая максимально полно учесть интересы проживающего на той или иной территории населения. Жестко регламентированная финансовая система, в которой неукоснительно соблюдаются интересы только федерального бюджета, неэффективна, она обрекает административные образования страны на иждивенческие настроения, на нерациональное использование налогового потенциала регионов и муниципалитетов, способствует нарастанию инфляционных процессов в экономике. Для Российской Федерации в настоящее время это проблема номер один, и от скорейшего ее решения зависит состояние разветвленной сферы бюджетного сектора, в котором занято около одной трети трудоспособного населения страны.
Цели. Анализ современного состояния системы межбюджетных отношений в РФ и обоснование необходимости кардинальных изменений в ней.
Методология. Использовался системный подход, система бюджетного регулирования рассматривается, с одной стороны, как сегмент финансовой сферы страны, а с другой – как один из важнейших макроэкономических регуляторов, выполняющий инвестиционную и социальную функции и характеризующийся организационными, правовыми и финансовыми особенностями. В основу исследования положен диалектический метод изучения объективных экономических законов, закономерностей и явлений в их постоянном развитии и взаимосвязи.
Результаты. Обосновывается проблема кризисного состояния системы бюджетного регулирования в России и раскрываются перспективы его преодоления. Выявлены и проанализированы важнейшие недостатки действующего порядка формирования межбюджетных отношений, определена его нацеленность исключительно на сбалансированность федерального бюджета.
Выводы. Необходим переход от модели централизованного финансового устройства страны к принципу децентрализации бюджетного устройства.
Область применения. Проведенное исследование будет способствовать обоснованию отказа от политики жесткого регламентирования бюджетных процессов в экономике и перехода на либеральную модель межбюджетных отношений, отвечающую мировым стандартам.

Ключевые слова: бюджет, бюджетное регулирование, бюджетный федерализм, бюджетная реформа, бюджетное устройство

Список литературы:

  1. Масгрейв Р.А., Масгрейв П.Б. Государственные финансы: теория и практика. М.: Бизнес Атлас, 2009. 716 с.
  2. Курляндская Г.В., Николаенко Е.И., Ляпина Т.М. и др. Бюджетный федерализм в России: становление и развитие. Сборник докладов на научно-практической конференции «Перспективы развития бюджетного федерализма в России и других странах СНГ». М.: ТЕИС, 2002. 168 с.
  3. Веремеева О. Эволюция и становление принципов бюджетной системы Российской Федерации // Федерализм. 2011. № 2. С. 199–204.
  4. Пансков В.Г. К вопросу о самостоятельности бюджетов // Финансы. 2010. № 6. C. 8–13.
  5. Коломак Е.А. Ресурс федерализма в реформировании экономики России // Федерализм. 2011. № 2. С. 131–138.
  6. Зубаревич Н.В. Регионы России: неравенство, кризис, модернизация. М.: Независимый институт социальной политики, 2010. 160 с.
  7. Шимширт Н. Децентрализация и финансовый потенциал регионов // Проблемы теории и практики управления. 2011. № 4. С. 75–83.
  8. Лавров А., Литвак Дж., Сазерлэнд Д. Реформа межбюджетных отношений в России: «федерализм, создающий рынок» // Вопросы экономики. 2001. № 4. С. 19–45.
  9. Сулакшин С.С., Симонов В.В., Подпорина И.В., Погорелко М.Ю. Бюджет и налоги в экономической политике России. М.: Научный эксперт, 2008. 240 с.
  10. Ржевская Т.Г. Финансовая система и пропорциональность российского бюджета (теория и практика формирования бюджетных пропорций). М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 159 с.
  11. Сенчагов В.К. Бюджетная политика и ее роль в обеспечении экономического роста // Вопросы экономики. 2007. № 5. С. 67–68.
  12. Лескова Ю.Г. Саморегулирование как экономическое и правовое явление // Журнал российского права. 2011. № 5. С. 48–56.
  13. Чижов А.М. Политический аспект проблемы взаимоотношений центра и регионов в современном бюджетном федерализме // Этносоциум и межнациональная культура. 2011. № 4. С. 66–73.
  14. Идрисов Ш.А., Сомоев Р.Г. Бюджетный федерализм: зарубежные и российская модели // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2016. № 4. С. 442–454.
  15. Быкова Ф., Табольская В. Бюджетный федерализм и экономическая самостоятельность территорий // Муниципальная экономика. 2006. № 4. С. 59–62.
  16. Швецов Ю.Г. Эволюция российского бюджетного федерализма // Вопросы экономики. 2005. № 8. С. 76–83.
  17. Швецов Ю.Г. От бюджетного федерализма – к «бюджетному феодализму»? // Федерализм. 2005. № 3. С. 217–228.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8709 (Online)
ISSN 2071-4688 (Print)

Свежий номер журнала

т. 30, вып. 3, март 2024

Другие номера журнала