+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Финансы и кредит»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ,
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.2. Математические, статистические и инструментальные методы в экономике

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Трансформация модели поведения потребителя в условиях цифровой экономики

Купить электронную версию статьи

т. 25, вып. 9, сентябрь 2019

Получена: 08.07.2019

Получена в доработанном виде: 29.07.2019

Одобрена: 12.08.2019

Доступна онлайн: 30.09.2019

Рубрика: Финансовая система

Коды JEL: D10, D83, O15, O33

Страницы: 1971–1986

https://doi.org/10.24891/fc.25.9.1971

Егина Н.А. кандидат экономических наук, доцент кафедры теоретической экономики и экономической безопасности, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, Саранск, Российская Федерация 
avantacom@mail.ru

https://orcid.org/0000-0002-5483-0355
SPIN-код: 2167-2651

Предмет. Влияние объективных факторов цифровой экономики на модель поведения потребителя, систему его предпочтений.
Цели. Выявление ключевых тенденций, черт и особенностей поведения потребителя в условиях цифровой трансформации на основе анализа существующих теоретико-методологических подходов к моделированию поведения потребителя.
Методология. Применены принципы системного и междисциплинарного подходов.
Результаты. Выявлены ведущие тенденции и неочевидные закономерности развития цифровой экономики. На основе анализа классических и современных теорий поведения потребителя выделены две основные группы моделей: консервативная модель «homo economicus» и модели, базирующиеся на идеях Т. Веблена. Доказано, что возможности современной цифровой экономики формируют новый тип интегрированных в различные сообщества и не имеющих информационных барьеров потребителей. Введены в научный оборот новые и уточнены трактовки старых понятий: цифровая экономика, цифровое поведение, совместное (бережливое) потребление, цифровой потребитель.
Выводы. Цифровая трансформация, ускорение глобализации, применение информации как ключевого фактора производства — признаки, свидетельствующие о формировании новой парадигмы экономического развития. В информационном обществе центральной фигурой становится потребитель, его поведение эволюционирует и находится под влиянием целого спектра социальных, экономических, психологических и других факторов, в том числе технологического прогресса (цифровые технологии, сетевые эффекты, электронные медиа). Выявленные особенности позволят повысить конкурентоспособность экономики за счет поиска модели потребления, гармонично сочетающей использование достижений цифровой экономики как для обеспечения экономического развития, так и нейтрализации экстерналий, спровоцированных эпохой «массового потребления».

Ключевые слова: цифровая экономика, поведение потребителя, эффекты потребления, цифровой потребитель

Список литературы:

  1. Егина Н.А. Экономика знаний: глобальный тренд и перспективы России // Финансовая экономика. 2018. № 4. С. 44—47.
  2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2007. 957 с.
  3. Менгер К. Основания политической экономии. М.: Территория будущего, 2005. 496 с.
  4. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения (2-е изд.). Т. 4. М.: Госполитиздат, 1955. 638 с.
  5. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. 367 с.
  6. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Гелиос АРВ, 2012. 204 с.
  7. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 672 с.
  8. Kahneman D., Tversky A. Advances in Prospect Theory: Cumulative Representation of Uncertainty. Journal of Risk and Uncertainty, 1992, vol. 5, iss. 4, pp. 297–323.
  9. Талер Р. Новая поведенческая экономика. М.: Эксмо, 2018. 384 с.
  10. Tversky A., Kahneman D. Judgment under Uncertainty: Heuristics and Biases. Science, New Series, 1974, vol. 185, iss. 4157, pp. 1124–1131.
  11. Tversky A., Kahneman D. Prospect Theory: An Analysis of Decision under Risk. Econometrica, 1979, vol. 47, no. 2, pp. 263–291.
  12. Thaler R. Some Empirical Evidence on Dynamic Inconsistency. Economics Letters, 1981, vol. 8, iss. 3, pp. 201–207. URL: Link90067-7
  13. Thaler R. Mental Accounting and Consumer Choice. Marketing Science, 1985, vol. 4, no. 3, pp. 199–214. URL: Link
  14. Thaler R., Sunstein C. Nudge: Improving Decisions about Health, Wealth, and Happiness. Penguin Books, 2008, 312 p.
  15. McFadden D. Conditional Logit Analysis of Qualitative Choice Behavior. New York, Academic Press, 1974.
  16. Heckman J., Singer B. Longitudinal Analysis of Labor Market Data. Cambridge, Cambridge University Press, 1985, 410 p.
  17. Автономов В.С. Модель человека в экономической теории и других социальных науках. М.: Экономическая школа, 1998. 230 с.
  18. Долгин А.Б. Экономика символического обмена. М.: Дело и сервис, 2007. 640 с.
  19. Долгин А.Б. Манифест новой экономики. Вторая невидимая рука рынка. М.: АСТ, 2010. 256 с.
  20. Дятлов С.А. Энейро-сетевая гиперконкурентная экономика. СПб.: СПбГЭУ, 2017. 133 с.
  21. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 2004. 788 с.
  22. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2004. 781 с.
  23. Стрелец И.А. Влияние новых технологий на экономическое поведение потребителей и фирм // США и Канада: экономика, политика, культура. 2008. № 8. С. 63—72. URL: Link
  24. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Республика; Культурная революция, 2006. 269 с.
  25. Инглхарт Р. Культурная эволюция: как изменяются человеческие мотивации и как это меняет мир. М.: Мысль, 2018. 347 с.
  26. Науменко Т.В., Вишневская Е.Л. Информационное влияние на потребительский выбор в условиях современного общества // Проблемы современной экономики. 2015. № 2. С. 87—90. URL: Link
  27. Головецкий Н.Я., Гребеник В.В. Фундаментальные основы экономики совместного потребления // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2017. № 4. С. 21—26. URL: Link
  28. Сафрончук М.В. Влияние цифровой трансформации на бизнес и деловую среду // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. Т. 3. № 2. С. 38—44. URL: Link
  29. Коблова Ю.А., Мурыгина Н.В. Особенности рыночного механизма в цифровой экономике // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 3. С. 29—33. URL: Link

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8709 (Online)
ISSN 2071-4688 (Print)

Свежий номер журнала

т. 30, вып. 3, март 2024

Другие номера журнала