«Финансы и кредит»
 

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Качество налогового администрирования в условиях цифровизации экономики: мировой опыт

Журнал «Финансы и кредит»
т. 18, вып. 11, ноябрь 2019

Получена: 22.10.2019

Получена в доработанном виде: 05.11.2019

Одобрена: 19.11.2019

Доступна онлайн: 29.11.2019

Рубрика: БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

Коды JEL: H2, H3

Страницы: 2508–2520

https://doi.org/10.24891/fc.25.11.2508

Анисимова А.А. научный сотрудник Центра перспективного финансового планирования, макроэкономического анализа и статистики финансов, Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации (НИФИ), Москва, Российская Федерация 
Aanisimova@nifi.ru

https://orcid.org/0000-0001-6421-8349
SPIN-код: 7429-5381

Предмет. Актуальность исследования обусловлена развивающимся в глобальной и национальных экономиках процессом цифровизации, стремительно меняющем способы взаимодействия в обществе, в том числе и в налоговой сфере. Новые цифровые технологии внедряются в целях повышения качества налоговых услуг.
Цели. Определение понятия качества применительно к налоговому администрированию и выявлению способов его оценки в условиях цифровизации.
Методология. Применен анализ и синтез мирового опыта в сфере налогового администрирования в условиях цифровизации экономики.
Результаты. Дано определение понятию качества налогового администрирования, а также представлены способы и причины его оценки со стороны налоговых органов, международных организаций и отдельных исследователей.
Выводы. Способы оценки налогового администрирования налоговыми органами: проведение мониторинга обращений налогоплательщиков за услугами; анализ причин обращений налогоплательщиков; анализ значимости налоговых сервисов; выявление издержек доставки услуг по разным каналам; анализ уровня обслуживания и ожиданий налогоплательщиков; выявление уровня осведомленности налогоплательщиков об услугах налоговой службы и о предпочтительных методах и каналах взаимодействия. Международные организации и отдельные исследователи осуществляют анализ качества налогового администрирования посредством странового сопоставления в целях выработки рекомендаций по улучшению процесса налогового администрирования.

Ключевые слова: налоговое администрирование, качество налогового администрирования, цифровизация экономики, электронные сервисы

Список литературы:

  1. Швандар К.В., Анисимова А.А. Зарубежный опыт развития системы безналичных платежей: практика и результаты // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2015. № 1. C. 91—98. URL: Link
  2. Garvin D.A. What Does "Product Quality" Really Mean? MIT Sloan Management Review, 1984, vol. 26, no. 1, pp. 25–43. URL: Link
  3. Reeves C.A., Bednar D.A. Defining Quality: Alternatives and Implications. The Academy of Management Review, 1994, vol. 19, no. 3, pp. 419–445.
  4. Seawright K.W., Young S.T. A Quality Definition Continuum. Interfaces, INFORMS, 1996, vol. 26, no. 3, pp. 107–113. URL: Link
  5. Russell G.R., Miles M.P. The Definition and Perception of Quality in ISO-9000 Firms. Review of Business, 1998, vol. 19, no. 3, pp. 13–16. URL: Link
  6. Sebastianelli R., Tamimi N. How Product Quality Dimensions Relate to Defining Quality. The International Journal of Quality & Reliability Management, 2002, vol. 19, no. 4, pp. 442–453. URL: Link
  7. Ojasalo J. Quality for the Individual and for the Company in the Business-to-Business Market. The International Journal of Quality & Reliability Management, 2006, vol. 23, no. 2, pp. 162–178. URL: Link
  8. Feigenbaum A.V. Quality Control: Principles, Practice and Administration: An Industrial Management Tool for Improving Product Quality and Design and for Reducing Operating Costs and Losses. New York, McGraw Hill, 1951, 443 p.
  9. Shewhart W.A. Economic Control of Quality of Manufactured Product. Martino Fine Books, 2015, 516 p.
  10. Crosby P.B. Quality Is Free: The Art of Making Quality Certain. New York, McGraw-Hill, 1979, 309 p.
  11. Juran J.M., Gryna F.M., Bingham R.S. Quality Control Handbook. New York, McGraw-Hill, 1974, 1600 p.
  12. Hoyle D. Quality Management Essentials. Butterworth-Heinemann, 2007, 216 p.
  13. Ефремова Т.А. Научные подходы к сущности, качеству и результативности налогового администрирования // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. Т. 6. № 46. С. 44—52. URL: Link
  14. Leffler K.B. Ambiguous Changes in Product Quality. The American Economic Review, 1982, vol. 72, no. 5, pp. 956–967. URL: Link
  15. Taguchi G. Introduction to Quality Engineering: Designing Quality into Products and Processes. Quality Resources, 1986, 191 p.
  16. Ryall J., Kruithof J. The Quality Systems Handbook. Sydney, Australia, Consensus Books, 2001, 332 p.
  17. Малис Н.И. Налоговая политика в противодействии теневой экономике: повышение собираемости налогов // Научно-исследовательский институт. Финансовый журнал. 2014. № 1. С. 81—90. URL: Link
  18. Цифровые технологии налогового администрирования: монография / под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. 263 с.
  19. Хочуев В.А. Налоговое администрирование: теория и российская практика. М.: Фонд «Экономика», 2010. 171 с.
  20. Григорьева К.С., Гринкевич А.М. Оценка эффективности налоговой системы Российской Федерации. Томск: Томский государственный университет, 2019. 319 с.
  21. Lipniewicz R. Tax Administration and Risk Management in the Digital Age. Information Systems in Management, 2017, vol. 6, no. 1, pp. 26−37. URL: Link

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8709 (Online)
ISSN 2071-4688 (Print)

Свежий номер журнала

т. 25, вып. 11, ноябрь 2019

Другие номера журнала