+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Финансы и кредит»
 

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Банковская экосистема как клиентоориентированная бизнес-модель в условиях цифровизации

т. 28, вып. 5, май 2022

Получена: 15.11.2021

Получена в доработанном виде: 24.03.2022

Одобрена: 07.04.2022

Доступна онлайн: 30.05.2022

Рубрика: Банковская деятельность

Коды JEL: G21

Страницы: 1000–1026

https://doi.org/10.24891/fc.28.5.1000

Дубинин С.К. доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой финансов и кредита экономического факультета, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ), Москва, Российская Федерация 
dsk@vtbcapital.com

https://orcid.org/0000-0001-8355-2633
SPIN-код: 3881-6845

Теличко Л.Е. аспирантка кафедры финансов и кредита экономического факультета, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ), Москва, Российская Федерация 
ltelichko@yandex.ru

https://orcid.org/0000-0002-0159-8425
SPIN-код: 2449-1290

Предмет. Избранная банками России клиентоориентированная бизнес-модель при цифровизации финансовых услуг и создании экосистем на основе банковских групп.
Методология. Использованы официальные статистические источники, анализ научных публикаций.
Результаты. Рассмотрены современные тренды эволюции банковского сектора России в условиях цифровизации. Статистическое исследование позволило изучить практику крупнейших 30 банков и выделить три уровня бизнес-моделей по степени приближения к созданию экосистемы. Проанализированы факторы, стимулировавшие банковские учреждения к построению экосистем, предложена оценка роли повышения доли комиссионных доходов в чистой прибыли в качестве побудительного мотива к освоению новой бизнес-модели, показаны методы построения банковских экосистем на основе открытых и закрытых информационных платформ.
Выводы. Ведущими банками России избрана клиентоориентированная бизнес-модель. Особое значение приобрели технологии работы с большими базами данных клиентов. Клиентоориентированная бизнес-модель в форме банковской экосистемы открывает возможность к повышению устойчивости и доходности операторов на кредитном рынке и рынке ценных бумаг.

Ключевые слова: банковская экосистема, клиентоориентированная бизнес-модель, цифровизация финансовых услуг, финансовый конгломерат

Список литературы:

  1. Tobin J. Financial Innovation and Deregulation in Perspective. Keynote Paper Presented at the Second International Conference of the Institute for Monetary and Economic Studies, Bank of Japan, Tokyo, 1985, 11 p.
  2. Ackrill M., Hannah L. Barclays: The Business of Banking 1690–1996. Cambridge University Press, 2008, 504 p.
  3. Freixas X., Rochet J.-C. Microeconomics of Banking. Second Edition. The MIT Press, 2008, 392 p.
  4. Gospodarchuk G., Amosova N. Geo-Financial Stability of the Global Banking System. Banks and Bank Systems, 2020, vol. 15, no. 4, pp. 164–178. URL: Link.2020.14
  5. Gustiana A., Nasrudin. Evaluating Financial System Stability Using Heatmap from Aggregate Financial Stability Index with Change Point Analysis Approach. Asia-Pacific Financial Markets, 2021, vol. 28, iss. 3, pp. 367–396. URL: Link
  6. Fernández J.A.F. United States Banking Stability: An Explanation Through Machine Learning. Banks and Bank Systems, 2020, vol. 15, iss. 4, pp. 137–149. URL: Link.2020.12
  7. Clark E., Radic N., Sharipova A. Bank Competition and Stability in the CIS Markets. Journal of International Financial Markets, Institutions and Money, 2018, vol. 54, pp. 190–203. URL: Link
  8. Климанов Д.Е., Третьяк О.А. Бизнес-модели: основные направления исследований и поиски содержательного фундамента концепции // Российский журнал менеджмента. 2014. Т. 12. № 3. С. 107—130. URL: Link
  9. Глукова О.В. Основные направления изучения клиентоориентированности: предпосылки формирования, уровни, результативность // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2021. № 2. С. 73—117. URL: Link
  10. Остервельдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора. М.: Альпина Паблишер, 2012. 255 с.
  11. Котова К.Ю. Новое содержание бизнес-моделей деятельности российских банков // Экономика. Бизнес. Банки. 2019. № 2. С. 52—75.
  12. Соколова Е.М. Перспективы трансформации бизнес-моделей банков РФ // Финансовые исследования. 2019. № 1. С. 68—78. URL: Link
  13. Долбежкин А.В. Персонализация банковского продукта — современный инструмент маркетинга // Ученые записки Международного банковского института. 2017. № 21. С. 62—71.
  14. Шилина М.Г. Big Data и цифровая датификация как техносоциальный феномен. К вопросу формирования научно-теоретической рамки исследования // Социально-политические науки. 2018. № 4. С. 60—65. URL: Link
  15. Бучакова М.А. Персональные данные и их защита в условиях цифровизации общества // Алтайский юридический вестник. 2021. № 2. С. 44—48.
  16. Радковская Н.П., Леонтьев В.Е., Фомичева О.Е. Эффективность создания финансовой экосистемы в Российских банках // Журнал правовых и экономических исследований. 2019. № 4. С. 239—244. URL: Link
  17. Кузнецова К.А. Трансформация коммерческих банков в экосистемы в контексте цифровизации экономики Российской Федерации // Научные труды вольного экономического общества России. 2020. Т. 224. № 4. С. 481—492. URL: Link
  18. Васильева Е.В., Солянов К.С., Коневцева Т.Д. Адаптивное хранилище данных как технологический базис экосистемы банка // Финансы: теория и практика. 2020. Т. 24. № 3. С. 132—146. URL: Link
  19. Балабанова Н.А. Маркетинговая стратегия коммерческого банка: от маркетплейса к экосистеме // Финансовые рынки и банки. 2018. № 2. С. 12—14. URL: Link

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8709 (Online)
ISSN 2071-4688 (Print)

Свежий номер журнала

т. 28, вып. 5, май 2022

Другие номера журнала