Зайцев А.А.доктор экономических наук, профессор, профессор Высшей инженерно-экономической школы, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Российская Федерация zajtsev.aa@spbstu.ru https://orcid.org/0000-0002-4372-4207 SPIN-код: 6011-8893
Заборовская О.В.доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой управления социальными и экономическими процессами, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий (ГИЭФПТ), Гатчина, Российская Федерация ozabor@mail.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 6730-5147
Предмет. Влияние тональности новостей на котировки акций третьего эшелона. Цели. Отражение специфики влияния тональности новостей на цены акций третьего эшелона, обращающихся на Московской бирже. Методология. Был выбран источник новостей — Telegram, с помощью языка программирования Python, были написаны скрипты, на основе которых были получены котировки акций, затем была проведена бинаризация разницы цен закрытия и открытия. Были осуществлены: токенизация — разделение одного текста поста на отдельные слова; лемматизация — приведение слова в его начальную форму с учетом контекстной информации; кластеризация полученного результата и выбор наиболее выделяющихся тематик — назначение даты собрания акционеров, объявление дивидендов и новости о допэмиссии акций. После этого были построены классификационные модели на основе методов наивного байесовского классификатора, tree ensemble и случайного леса (random forest). Результаты. Выявлено положительное свойство влияния новостей с выделенными тематиками на котировки акций третьего эшелона. Выводы. Данный инструментарий может использоваться трейдерами и аналитиками для выявлений тенденций изменения котировок акций рассмотренного вида.
Солодухина А.В., Репин Д.В. Влияние корпоративных новостей на рыночную стоимость компаний // Корпоративные финансы. 2009. Т. 3. № 1. С. 41—69. URL: Link
Поддубная К.А. Влияние корпоративных новостей на цену акций компаний нефтяной отрасли в России // Скиф. 2017. № 9. С. 49—55. URL: Link
Казаченко И.С., Кукукина А.С. Как информация об изменениях в составе совета директоров влияет на стоимость акций компании // Скиф. 2023. № 2. С. 187—200. URL: Link
Герасимова Н.В. ESG в России: корпоративные стратегии — проблемы и перспективы // Экономика и управление инновациями. 2023. № 2. С. 62—75. URL: Link
Родионов Д.Г., Пашинина П.А., Конников Е.А. Модель влияния информационной среды финансового рынка на основные параметры финансовых активов // Экономические науки. 2022. № 8. С. 74—84. URL: Link
Федорова Е.А., Пыльцин И.В., Ковальчук Ю.А., Дроговоз П.А. Новости и социальные сети российских компаний: степень влияния на рынок ценных бумаг // Журнал Новой экономической ассоциации. 2022. № 1. С. 32—52. URL: Link
Родионов Д.Г., Конников Е.А., Шадров К.С. Инструменты анализа влияния эмоциональной окраски новостного фона на изменение курса криптовалют // Экономические науки. 2022. № 6. С. 139—160. URL: Link
Мугтасимов И.Р., Наренчик А.А., Ахмадуллина А.А. Экономические кризисы в Российской Федерации и их влияние на фондовый рынок // Индустриальная экономика. 2022. Т. 7. № 5. С. 687—691. URL: Link
Jabeen A., Yasir M., Ansari Y. et al. An Empirical Study of Macroeconomic Factors and Stock Returns in the Context of Economic Uncertainty News Sentiment Using Machine Learning. Complexity, 2022, vol. 2022. URL: Link
Duffee G.R. Macroeconomic News and Stock-Bond Comovement. Review of Finance, 2023, vol. 27, iss. 5, pp. 1859–1882. URL: Link
Родионов Д.Г., Ананко Е.А., Конников Е.А., Крыжко Д.А. Специфика влияния информационной среды на деятельность компаний быстрого питания // Экономические науки. 2022. № 208. С. 171—176. URL: Link
Висам А.С. Волатильность цен акций на бирже и стадное поведение // Инновации и инвестиции. 2023. № 8. С. 208—212. URL: Link
Löffler G., Norden L., Rieber A. Negative news, and the stock market impact of tone in rating reports. Journal of Banking & Finance, 2021, vol. 133, no. 106256. URL: Link
Bosman R., Kräussl R., Mirgorodskaya E. The "tone effect" of news on investor beliefs: An experimental approach. CFS Working Paper Series, 2015, no. 522. URL: Link
Huynh T.D., Smith D.R. Stock price reaction to news: The joint effect of tone and attention on momentum. Journal of Behavioral Finance, 2017, vol. 18, iss. 3, pp. 304–328. URL: Link
Mangee N. Stock returns and the tone of marketplace information: Does context matter? Journal of Behavioral Finance, 2018, vol. 19, iss. 4, pp. 396–406. URL: Link
Liu S., Han J. Media tone and expected stock returns. International Review of Financial Analysis, 2020, vol. 70, no. 101522. URL: Link
Chen C.Y.H., Fengler M.R., Härdle W.K., Liu Y. Media-expressed tone, option characteristics, and stock return predictability. Journal of Economic Dynamics and Control, 2022, vol. 134, no. 104290. URL: Link
Зуев С.А., Бруттан Ю.В. Анализ тональности текста для прогнозирования цен на фондовом рынке // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Технические науки. 2021. № 12. С. 8—16.
Родионов Д.Г., Пашинина П.А., Конников Е.А. Эконометрический анализ взаимосвязи изменения цены акций медиакомпаний и объективных внешних, объективных внутренних факторов, тональных и содержательных компонент информационной среды // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2022. № 12. С. 436—441.