+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Международный бухгалтерский учёт»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.5. Мировая экономика

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Креативный учет: быть или не быть?

т. 21, вып. 5, май 2018

PDF  PDF-версия статьи

Получена: 26.03.2018

Получена в доработанном виде: 11.04.2018

Одобрена: 25.04.2018

Доступна онлайн: 15.05.2018

Рубрика: ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Коды JEL: М41

Страницы: 502–519

https://doi.org/10.24891/ia.21.5.502

Устинова Я.И. кандидат экономических наук, доцент кафедры информационно-аналитического обеспечения и бухгалтерского учета, Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (НГУЭУ), Новосибирск, Российская Федерация 
ustinova_pr@mail.ru

ORCID id: отсутствует
SPIN-код: 2717-2143

Предмет. Феномен креативного учета получил широкое распространение по всему миру, в связи с чем интерес представляет анализ его последствий.
Цели. Комплексное авторское исследование позитивных и негативных сторон креативного учета, определение и обоснование пределов и условий его допустимости.
Методология. В процессе исследования использовались методы сравнительного, логического анализа, типологии и группировки, индукции и дедукции.
Результаты. Выделены морально-этические предпосылки, дающие основания для позитивной и негативной оценок креативного учета. Обобщены аргументы в пользу допустимости применения креативного учета, приведенные в трудах зарубежных авторов, и систематизирована их авторская интерпретация. Обоснованы допустимые пределы креативного учета и обозначены ограничения его применения. Аргументирована нерациональность полного исключения креативного учета из бухгалтерской практики и намечены векторы его конструктивного развития как результата и процесса.
Выводы. Сделан вывод о рациональности использования позитивных сторон креативного учета с ограничением его негативных проявлений посредством согласованных действий со стороны разработчиков учетных стандартов, регуляторов учетной профессии и со стороны самих компаний.

Ключевые слова: креативный учет, аргументы в пользу креативного учета, допустимые пределы креативного учета, ограничения креативного учета, этические нормы

Список литературы:

  1. Мэтьюс М.Р., Перера М.Х.Б. Теория бухгалтерского учета. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1999. 663 с.
  2. Amabile T. On Creative Accounting: Two Creativity Myths. Harvard Business Review, November 29, 2010, 3 p. URL: Link
  3. Шерр И.Ф. Бухгалтерия и баланс. М.: Экономическая жизнь, 1925. 575 с.
  4. Ruland R.G. Duty, Obligation, and Responsibility in Accounting Policy Making. Journal of Accounting and Public Policy, Fall 1984, vol. 3, iss. 3, pp. 223–237. URL: Link90018-8
  5. Revsine L. The Selective Financial Misrepresentation Hypothesis. Accounting Horizons, December 1991, pр. 16–27.
  6. Amat O., Gowthorpe C. Creative Accounting: Nature, Incidence and Ethical Issues. UPF Economics Working Papers, 2004, no. 749. URL: Link
  7. Amat O., Blake J., Dowds J. The Ethics of Creative Accounting. UPF Economics and Business Working Papers, 1998, no. 349. URL: Link
  8. Okoro G.E., Okoye E.I. Taming Creative Accounting via International Financial Reporting Standards: The Nigerian Scenario. Business Trends, 2016, vol. 6, no. 4, pp. 11–17. URL: Link
  9. DePree C.M. Jr., Grant C.T. Earnings Management and Ethical Decision Making: Choices in Accounting for Security Investments. Issues in Accounting Education, November 1999, vol. 14, no. 4, pр. 613–640.
  10. Lee G.A. Modern Financial Accounting. Walton-on-Thames, Surrey, Nelson, 1981, 350 р.
  11. Tweedie D., Whittington G. Financial Reporting: Current Problems and Their Implications for Systematic Reform. Accounting and Business Research, December 1990, no. 21(81), pр. 87–102. URL: Link
  12. Amat O., Blake J., Oliveras E. The Struggle Against Creative Accounting: Is 'True and Fair View' Part of the Problem or Part of the Solution? UPF Economics Working Papers, April 1999, no. 363, 30 p. URL: Link
  13. Stolowy H., Breton G. A Framework for the Classification of Accounts Manipulation. HEC Paris, Les Cahiers de Recherche, 2000, June 28, no. 708. URL: Link
  14. Shah A.K. Exploring the Influences and Constraints on Creative Accounting in the United Kingdom. The European Accounting Review, 1998, vol. 7, no. 1, pp. 83–104. URL: Link
  15. Riahi-Belkaoui A. Accounting Theory. 5th Edition. Thomson Learning, 2004, 598 p.
  16. Merchant K.A., Rockness J. The Ethics of Managing Earnings: An Empirical Investigation. Journal of Accounting and Public Policy, 1994, vol. 13, iss. 1, pp. 79–94. URL: Link90013-2
  17. Jameson M. A Practical Guide to Creative Accounting. London, Kogan Page, 1988, 190 p.
  18. Cernusca L., David D., Nicolaescu C., Gomoi B.C. Empirical Study on the Creative Accounting Phenomenon. Studia Universitatis ''Vasile Goldis'' Arad – Economics Series, 2016, vol. 26, iss. 2, pp. 63–87. URL: Link
  19. Largay J.A., III. Lessons from Enron. Accounting Horizons, June 2002, vol. 16, no. 2, pp. 150–164.
  20. Mulford Ch.W., Comiskey E.E. The Financial Numbers Game: Detecting Creative Accounting Practices. 1st Edition. New York, John Wiley & Sons, 2002, 408 p.
  21. Tassadaq F., Malik Q.A. Creative Accounting and Financial Reporting: Model Development and Empirical Testing. International Journal of Economics and Financial Issues, 2015, vol. 5, iss. 2, pp. 544–551. URL: Link
  22. Susmuş T., Demirhan D. Creative Accounting: A Brief History and Conceptual Framework. Proceedings of 3rd Balkans and Middle East Countries Conference on Accounting and Accounting History, June 19–22, 2013, 20 р.
  23. Jones M.J. Creative Accounting, Fraud and International Accounting Scandals. John Willey & Sons Inc., 2011, 566 p.
  24. Healy P.M., Wahlen J.M. A Review of the Earning Management Literature and Its Implication for Standard Setting. Boston, Harvard Business School, November 1998. URL: Link
  25. Ришар Ж. Бухгалтерский учет: теория и практика. М.: Финансы и статистика, 2000. 160 с.
  26. McEnroe J.E. Perceptions of the Effect of Sarbanes-Oxley on Earnings Management Practices. Research in Accounting Regulation, 2006, vol. 19, pp. 137–157. Available at SSRN: Link
  27. Wilson G.R. The Effect of Sarbanes-Oxley on Earnings Management Behavior. Proceedings of the 18th International Business Research Conference 2012. October 1, 2012, pp. 1–22. URL: Link
  28. Balaciu D., Bogdan V., Vladu A.B. A Brief Review of Creative Accounting Literature and Its Consequences in Practice. Annales Universitatis Apulensis Series Oeconomica, 2009, vol. 1, no. 11, pp. 170–183. URL: Link
  29. Dharan B.G., Lev B. The Valuation Consequence of Accounting Changes: A Multi-Year Examination. Journal of Accounting, Auditing and Finance, Fall 1993, vol. 8(4), pp. 475–494. URL: Link
  30. Naser K. Creative Financial Accounting: Its Nature and Use. London, Hemel Hempstead, Prentice Hall, 1993, 205 p.
  31. Barnea A., Ronen J., Sadan S. Classificatory Smoothing of Income with Extraordinary Items. The Accounting Review, January 1976, vol. 51, no. 1, pp. 110–122. Stable URL: Link
  32. Dempsey S.J., Hunt H.G., Schroeder N.W. Creative Accounting and Corporate Ownership Structure: An Examination of Extraordinary Item Reporting. Journal of Business Finance and Accounting, June 1993, vol. 20, no. 4, pp. 479–500.
  33. Watts R.L., Zimmerman J.L. Positive Accounting Theory: A Ten Year Perspective. The Accounting Review, 1990, vol. 65, iss. 1, pp. 131–156. Available at SSRN: Link
  34. Oliveras E., Amat O. Ethics and Creative Accounting: Some Empirical Evidence on Accounting for Intangibles in Spain. UPF Economics Working Papers, 2003, no. 732, 21 p. URL: Link
  35. Amat O., Blake J., Oliveras E. The Ethics of Creative Accounting: Some Spanish Evidence. UPF Economics and Business Working Papers, 1999, no. 455, 15 p. URL: Link
  36. Gunny K.A. The Relation Between Earnings Management Using Real Activities Manipulation and Future Performance: Evidence from Meeting Earnings Benchmarks. Contemporary Accounting Research, 2010, vol. 27, iss. 3, pp. 855–888. URL: Link
  37. Shah S.Z.A., Butt S.A., Tariq Y.B. Use or Abuse of Creative Accounting Techniques (October 1, 2011). International Journal of Trade, Economics and Finance, December 2011, vol. 2, no. 6, pp. 531–536. Available at SSRN: Link
  38. Sawabe N. Co-evolution of Accounting Rules and Creative Accounting Instruments – The Case of a Rules-based Approach to Accounting Standard Setting. Evolutionary and Institutional Economics Review, 2005, vol. 1, no. 2, pp. 177–195. URL: Link
  39. Beidleman C.R. Income Smoothing: The Role of Management. The Accounting Review, October 1973, no. 48(4), pр. 653–667.
  40. Ronen J., Sadan S. Classificatory Smoothing: Alternative Income Models. Journal of Accounting Research, Spring 1975, vol. 13, iss. 1, pр. 133–149. URL: Link
  41. Wang Zh., Williams T.H. Accounting Income Smoothing and Stockholder Wealth. Journal of Applied Business Research, 1994, vol. 10, no. 3, pр. 96–110. URL: Link
  42. Rosner R.L. Earnings Manipulation in Failing Firms. Contemporary Accounting Research, 2003, vol. 20, iss. 2, pp. 361–408. URL: Link
  43. Archer S. The Ethics of Creative Accounting. Science and Engineering Ethics, March 1996, vol. 2, issue 1, pp. 55–70. URL: Link
  44. Yadav B. Creative Accounting: A Literature Review. The SIJ Transactions on Industrial, Financial and Business Management (IFBM), November–December 2013, vol. 1, no. 5, pp. 181–193. URL: Link
  45. Хендриксен Э.С., Ван Бреда М.Ф. Теория бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 1997. 576 с.
  46. Copeland R.M. Income Smoothing. Journal of Accounting Research, 1968, vol. 6, pp. 101–116. URL: Link
  47. Imhoff E.A. Income Smoothing – A Case for Doubt. Accounting Journal, Spring 1977, pр. 85–100.
  48. Талеб Н.Н. Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса. М.: КоЛибри, 2016. 768 с.
  49. Rutherford B.A. Creative Compliance and Behaviour in Response to Mandatory Changes in Accounting Policy: Three Cases from Pre-Dearing Britain. Accounting History, 1999, vol. 4, iss. 1, pp. 31–58. URL: Link
  50. Kassem R. Earnings Management and Financial Reporting Fraud: Can External Auditors Spot the Difference? American Journal of Business and Management, 2012, vol. 1, no. 1, pр. 30–33. Available at SSRN: Link
  51. Kalra R., Bhatia M., Sachdeva S. Creative Accounting: Boom or Curse – Instances from India. Indian Journal of Management Science (IJMS), June 2014, vol. 4, iss. 2, pp. 8–16.
  52. Stangova N., Vighova A. Possibilities of Creative Accounting Avoidance in the Slovak Republic. Economic Annals – XXI, 2016, vol. 158, no. 3-4(2), pp. 97–100.
  53. Dontigney E. How to Prevent Creative Accounting. Bizfluent, 2017, September 26. URL: Link
  54. Рудановский А.П. Теория балансового учета. Оценка как цель балансового учета. Счетное исчисление. М.: Макиз, 1928. 177 с.
  55. Ó hÓgartaigh C. Research on Financial Accounting and Uncertainty: Developments and Departures. DCU Business School Research Paper Series, 1996, no. 11, 52 p. URL: Link

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-9381 (Online)
ISSN 2073-5081 (Print)

Свежий номер журнала

т. 27, вып. 3, март 2024

Другие номера журнала