«Международный бухгалтерский учёт»
 

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Цифровая экономика и ее влияние на подготовку кадров в сфере бухгалтерского учета и аудита

Купить электронную версию статьи

Журнал «Международный бухгалтерский учет»
т. 22, вып. 4, апрель 2019

Получена: 25.12.2018

Получена в доработанном виде: 05.02.2019

Одобрена: 25.02.2019

Доступна онлайн: 15.04.2019

Рубрика: ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ И АУДИТЕ

Коды JEL: A22, I23, M40, M41, O30

Страницы: 464–480

https://doi.org/10.24891/ia.22.4.464

Соболева Г.В. кандидат экономических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), Санкт-Петербург, Российская Федерация 
g.v.soboleva@spbu.ru

https://orcid.org/0000-0002-0052-4504
SPIN-код: 9500-0890

Попова И.Н. кандидат экономических наук, доцент, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (Университет ИТМО), Санкт-Петербург, Российская Федерация 
instats@ya.ru

ORCID id: отсутствует
SPIN-код: 8145–7500

Терентьева Т.О. кандидат экономических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), Санкт-Петербург, Российская Федерация 
t.terenteva@spbu.ru

https://orcid.org/0000-0002-1343-2377
SPIN-код: 4255-4910

Предмет. Современное состояние рынка труда и высшего образования в учетной сфере в связи с появлением новейших цифровых технологий.
Цели. Установление степени соответствия потребностей профессиональной среды и компетенций, формируемых при подготовке кадров для учетной сферы в высших учебных заведениях РФ.
Методология. Статистический анализ показателей, характеризующих требования рынка труда, на основе электронных баз поиска персонала. Выборочный анализ учебных программ российских вузов для определения формируемых современных компетенций для профессионалов учетной среды, а также выборочное анкетирование студентов.
Результаты. Происходящие изменения в состоянии рынка труда в учетной сфере совпадают с общими колебаниями рынка. По итогам обработки данных репрезентативной выборки было получено распределение навыков, ожидаемых работодателем от соискателей в рамках рассматриваемой модели рынка. Проведенный анализ позволяет утверждать, что в качестве преимущества соискателя рынок рассматривает опыт работы при наличии стандартных навыков. Специальных требований по компетенциям в области цифровой экономики нет, то есть качественных сдвигов на рынке труда еще не наблюдается. Это заключение подтверждено результатами анкетирования студентов выпускных курсов. Анализ учебных программ показал, что систематического внедрения в процесс обучения профессионального использования цифровых технологий не произошло, цифровая компонента представлена изучением специализированных бухгалтерских программ.
Выводы. В настоящее время подавляющее большинство требований к специалистам в области бухгалтерского учета не предполагает, что новейшие технологии используются в работе. Учебные процессы в российских вузах соответствуют потенциальным требованиям рынка, который еще до сих пор невосприимчив к новым технологиям. Задача для вузовского образования РФ – стать лидером опережающего развития, давать студентам не только те знания, которые активно требуются рынком в учетной сфере сегодня, но и те, которые будут необходимы в перспективе.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, компетенции, образование, рынок труда, цифровая экономика

Список литературы:

  1. Kavanagh M.H., Drennan L. What Skills and Attributes Does an Accounting Graduate Need? Evidence from Student Perceptions and Employer Expectations. Accounting and Finance, 2008, vol. 48, iss. 2, pp. 279‒300. URL: Link
  2. Пятов М.Л. Бухгалтерская отчетность и новые технологии // Бухгалтерский учет. 2018. T. 3. C. 82‒91.
  3. Сахаров Г.В., Зуева И.А. Изменение функций работников бухгалтерских служб в условиях развития цифровых информационных технологий // Экономические и гуманитарные науки. 2018. T. 6. № 317. C. 18‒26.
  4. Бодяко А.В. Проблемы адаптации российской учетно-контрольной и аналитической практики среды к вызовам цифровой экономики // Вестник университета (Государственный университет управления). 2018. T. 4. C. 8‒13. URL: Link
  5. Хоружий Л.И. Повышение качества бухгалтерских кадров – приоритетная задача ИПБ России // Аудиторские ведомости. 2015. № 3. C. 3‒13.
  6. Гетьман В.Г. Всемирный «педсовет» бухгалтеров // Международный бухгалтерский учет. 2011. T. 14. Вып. 9. C. 51‒56. URL: Link
  7. Nicolaescu C., David D., Farcas P. Professional and Transversal Competencies in the Accounting Field: Do Employers' Expectations Fit Students' Perceptions? Evidence from Western Romania. Studies in Business and Economics, 2017, vol. 12, iss. 3, pp. 126‒140. URL: Link
  8. Apostolou B., Dorminey J.W., Hassell J.M., Rebele J.E. A Summary and Analysis of Education Research in Accounting Information Systems (AIS). Journal of Accounting Education, 2014, vol. 32, iss. 2, pp. 99‒112. URL: Link
  9. Blount Y., Abedin B., Vatanasakdakul S., Erfani S. Integrating Enterprise Resource Planning (SAP) in the Accounting Curriculum: A Systematic Literature Review and Case Study. Accounting Education, 2016, vol. 25, iss. 2, pp. 185‒202. URL: Link
  10. da Silva A.L.M., Azevedo E.P.R.S., Vasconcelos A.L.F.S., Tavares M.F.N., Gomes M.J. Percepção dos contadores quanto às dificuldades de competência técnica para a implantação do SPED nas entidades do terceiro setor, em cumprimento à instrução normativa Nº 1.510/2014. Revista Ambiente Contábil, 2018, vol. 10, no. 1, pp. 347‒370. URL: Link
  11. Dzuranin A.C., Jones J.R., Olvera R.M. Infusing Data Analytics into the Accounting Curriculum: A Framework and Insights from Faculty. Journal of Accounting Education, 2018, vol. 43, pp. 24‒39. URL: Link
  12. Al-Htaybat Kh., von Alberti-Alhtaybat L., Alhatabat Z. Educating Digital Natives for the Future: Accounting Educators' Evaluation of the Accounting Curriculum. Accounting Education, 2018, vol. 27, iss. 4, pp. 333‒357. URL: Link
  13. Воронова Е.Ю. Дидактические аспекты обучения бухгалтерскому учету в высшей школе // Вестник МГИМО Университета. 2013. T. 5. № 32. C. 270‒275. URL: Link
  14. Mani Z., Chouk I. Consumer Resistance to Innovation in Services: Challenges and Barriers in the Internet of Things Era. Journal of Product Innovation Management, 2018, vol. 35, iss. 5, pp. 780‒807. URL: Link
  15. Никитенко И.В., Рогуленко Т.М., Пономарева С.В. Управление инновационным развитием высокотехнологичных корпораций России: монография. М.: Русайнс, 2015. 200 с. URL: Link
  16. Максимова Т.Г., Минасян А.Р. Интеграционные проблемы системы образования и рынка труда при подготовке кадров для инновационной экономики России // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2015. T. 1. C. 131‒139. URL: Link
  17. Low M., Botes V., De La Rue D., Allen J. Accounting Employers' Expectations – The Ideal Accounting Graduates. e-Journal of Business Education and Scholarship of Teaching, 2016, vol. 10, iss. 1, pp. 36‒57. URL: Link
  18. Зырянова Т.В., Тарновская Ю.С. Методика разработки и внедрения унифицированного стандарта управленческого учета компании в условиях автоматизации учетного процесса // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 34. C. 2‒13. URL: Link
  19. Строева О.А. Индикаторы оценки качества магистерской подготовки: проблема выбора приоритетов // Вестник государственного и муниципального управления. 2015. № 4. C. 68‒74. URL: Link
  20. Щеглова Т.Л. Новый российский хозяйственный учет для новой экономики // Мир новой экономики. 2018. № 1. C. 56‒65. URL: Link

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-9381 (Online)
ISSN 2073-5081 (Print)

Свежий номер журнала

т. 22, вып. 5, май 2019

Другие номера журнала