+7(495) 989 9610
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Международный бухгалтерский учёт»
 

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Товарные знаки: ретроспектива, дефиниции, частные инструменты исследования

Купить электронную версию статьи

т. 24, вып. 2, февраль 2021

Получена: 01.02.2021

Получена в доработанном виде: 03.02.2021

Одобрена: 05.02.2021

Доступна онлайн: 14.02.2021

Рубрика: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОРОТА В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Коды JEL: К15

Страницы: 206–226

https://doi.org/10.24891/ia.24.2.206

Жильцова Ю.В. кандидат экономических наук, доцент кафедры судебной экспертизы, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (ННГУ), Нижний Новгород, Российская Федерация 
Gilcova_Julya@mail.ru

https://orcid.org/0000-0002-1747-0389
SPIN-код: 3385-1978

Жильцова А.В. старший экономист, ПАО «МТС», Нижний Новгород, Российская Федерация 
alina-zhiltc@yandex.ru

ORCID id: отсутствует
SPIN-код: отсутствует

Павлова О.А. студентка юридического факультета, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (ННГУ), Нижний Новгород, Российская Федерация 
olga.pavlova_winner@mail.ru

ORCID id: отсутствует
SPIN-код: отсутствует

Предмет. В настоящее время расширение масштабов конкуренции, с одной стороны, и экономический кризис, с другой стороны, заставляют производителей и продавцов активизировать использование товарных знаков в целях удержания старых и привлечения новых покупателей. Общеизвестно, что решение о совершении покупки более чем на 80 процентов строится только на визуальной информации, а не на рациональном подходе. Правовые проблемы, связанные с использованием товарных знаков в коммерческом обороте, являются предметом пристального внимания профессионального и научного сообщества как в России, так и за рубежом и имеют глубокие исторические корни.
Цели. Обоснование необходимости более четкого определения дефиниций понятия «товарный знак» для правовых отношений, изучение частного инструментария исследования словесных торговых марок, а также проведение эксперимента для доказательства эффективности использования тахистоскопических инструментов в исследовании товарных знаков в рамках судебных экспертиз.
Методология. В работе использовались общенаучные и частные методы познания. Применение тахистоскопического инструментария при исследовании товарных знаков, содержащих словесные обозначения, на основе малой выборки позволило провести эксперимент и получить выводы.
Результаты. Товарные знаки использовались в коммерческом обороте еще до нашей эры, а во второй половине XIX в. экономически развитые страны сформировали законодательную базу о средствах индивидуализации. Все соответствующие нормативные акты совершенствуются и по сей день на основе принципа преемственности. Системный подход и обобщение позволили систематизировать приоритетные точки зрения на понятие «товарный знак» и представить уточненный термин, что важно для научной и практической деятельности юристов, менеджеров и экономистов. На основе эксперимента получены выводы, позволяющие предложить возможность их экстраполяции на подобные исследования в рамках судебной экспертизы.
Область применения. Представленные в статье результаты предназначены для совершенствования нормативно-правовой базы средств индивидуализации. Инструментарий и результаты эксперимента могут использоваться не только в научной, но и в практической деятельности, связанной с судебными экспертизами товарных знаков, содержащих словесные обозначения, а также в преподавании правовых дисциплин.
Выводы. Товарный знак для специалистов является категорией права, а с точки зрения обывателя – неким символом, способным привлечь внимание к товару. В смешанной экономике реакция потребителя на товарный знак в значительной степени определяет положение производителя на рынке, поэтому уточнение содержания понятия «товарный знак» необходимо для большого круга участников коммерческого оборота, в том числе для юридических служб компаний. Арбитражные суды РФ все чаще рассматривают правовые споры по товарным знакам. Таким образом, уточненное нами понятие и проведенный эксперимент имеют научную и прикладную ценность.

Ключевые слова: правовое регулирование, оригинальный товарный знак, товарный знак-копия, риски покупателей, тахистоскопический инструментарий исследования, эксперимент

Список литературы:

  1. Цыбаков Д.Л., Лисенкова И.А. Генезис понятия «товарный знак» в правовой мысли и юридической практике // Вестник государственного и муниципального управления. 2017. № 1. С. 60–63. URL: Link
  2. Жильцова Ю.В., Жильцова А.В. Русско-германская таможенная война и торговые договоры 1893 и 1904 годов. Часть 1 // Международный бухгалтерский учет. 2018. Т. 21. Вып. 7. С. 852–866. URL: Link
  3. Иванова Е.Г. История развития понятия товарного знака и его функций // Юридическая наука. 2014. № 3. С. 48–51. URL: Link
  4. Панкова М.Н. Эволюция и развитие законодательства о средствах индивидуализации в России // Вестник Военного университета. 2011. № 3. С. 156–163.
  5. Романов С.С. Товарный знак: понятие и виды // Таврический научный обозреватель. 2016. № 12. URL: Link
  6. Егоров В.В., Егорова Е.В. Товарный знак как маркетинговый и правовой феномен // Journal of New Economy. 2008. № 3. С. 20–25. URL: Link
  7. Верхолётов М.А. Товарный знак и коммерческое обозначение: проблемы в соотношении правового регулирования // Марийский юридический вестник. 2016. № 3. С. 81–84. URL: Link
  8. Павлова С.А. Товарный знак как объект правовой защиты // Вестник науки и образования. 2020. № 24-4. С. 36–39. URL: Link
  9. Сапонов Д.И. Тахистоскопическая методика в исследовании смешения товарных знаков // Мониторинг. 2010. № 4. URL: Link
  10. Наврузалиева В.Н. Понятие и признаки товарных знаков и знаков обслуживания в современных условиях рыночной экономики // Гуманитарные и юридические исследования. 2013. № 3. С. 54–56. URL: Link
  11. Комлев Н.Ю., Фазлиева Л.К. Правовая охрана товарного знака: теоретический и практический аспекты // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2019. № 2. С. 63–67. URL: Link
  12. Журавлев А.П. Фонетическое значение. Л.: Ленинградский государственный университет, 1974. 160 с.
  13. Новичихина М.Е., Стернин И.А. Экспертиза товарного знака. Воронеж: ВГУ, 2013. 98 с.
  14. Richardson J. Evaluating the Finished Package. In: Handbook of Package Design Research. USA, John Wiley and Sons, 1981, 590 p.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-9381 (Online)
ISSN 2073-5081 (Print)

Свежий номер журнала

т. 24, вып. 11, ноябрь 2021

Другие номера журнала