Стукалова Г.Ю.аспирантка, Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева (РГАУ – МСХА имени К.А. Тимирязева), Москва, Российская Федерация ovechkina_g@mail.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: отсутствует
Предмет. Контрольные функции управления актуальны во всех секторах экономики, включая государственный. Изменения бюджетного законодательства последних десятилетий заставляют переосмысливать функции бюджетных учреждений по мере того, как в них появляются элементы рыночных отношений. Их главным признаком является сочетание бюджетного и внебюджетного финансирования деятельности. В этой связи на передний план выходят вопросы оценки эффективности как функционирования бюджетных учреждений, так и эффективности использования внебюджетных поступлений. В статье исследуется роль контрольной функции управления в оценке эффективности бюджетных учреждений. Цели. Обоснование институциональных элементов категории «контроль» применительно к бюджетным учреждениям с учетом особенностей их финансирования, а также теоретическое исследование необходимости контроля эффективности их деятельности. Методология. В работе использовались общенаучные методы познания. Системный подход и логическое обобщение позволили систематизировать приоритетные точки зрения на исследуемые категории. Абстрагирование было применено для обобщения основных выводов. Результаты. Категория финансового контроля по-прежнему неоднозначно трактуется учеными. Кроме того, нормативные документы, принимаемые как законодателями, так и правительством, не соответствуют существующим взглядам на финансовый контроль, что требует учета и обоснования при его классификации. Возможно, некоторые подвиды финансового контроля таковыми не являются, что может стать основанием для дополнительных дискуссий. По авторскому мнению, любая деятельность, связанная с финансовыми потоками, является финансовой. Следовательно, присущий ей контроль относится к финансовому. В силу специфики финансирования бюджетного учреждения государственный бюджетный контроль делится на контроль за бюджетным и внебюджетным финансированием. Поскольку результат деятельности бюджетного учреждения оценивается с позиций эффективности бюджетных расходов на исполнение государственных функций, контроль необходимо направить на оценку эффективности деятельности бюджетных учреждений в разрезе источников финансирования. Область применения. Представленные в статье результаты исследования предназначены для развития теоретических взглядов на контроль эффективности бюджетных учреждений как важнейшего инструмента управления. Результаты могут использоваться в научной и практической деятельности, связанной с исследованиями в области учета и контроля. Выводы. Государственный финансовый контроль включает в себя несколько подвидов, в том числе бюджетной и внебюджетной деятельности. Деятельность бюджетных учреждений должна контролироваться по этим двум элементам в целях оценки эффективности использования бюджетных средств на исполнение государственных функций.
Ключевые слова: бюджетное учреждение, финансовый контроль, эффективность, внебюджетное финансирование, анализ
Список литературы:
Шохин С.О.,Воронина Л.И. Бюджетно-финансовый контроль и аудит: теория и практика применения в России. М.: Финансы и статистика, 1997. 238 с.
Шохин С.О. Проблемы и перспективы финансового контроля в РФ. М.: Финансы и статистика, 1999. С. 26.
Мельник М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. М.: Финансы и статистика, 1990. 179 с.
Грачева М.В. Внутренний контроль и аудит в секторе государственного управления: опыт развитых стран // Государственное управление. Электронный вестник. 2007. № 12. С. 1–9. URL: Link
Алборов Р.А., Концевая С.М., Козменкова С.В. Предпосылки и моделирование развития управленческого учета в сельском хозяйстве // Международный бухгалтерский учет. 2015. Т. 18. Вып. 15. С. 37–51. URL: Link
Серебрякова Т.Ю. Теория и методология сквозного внутреннего контроля: монография. М.: ИНФРА-М, 2012. 328 с.
Никольская Ю.П. Некоторые проблемы современного финансового контроля // Финансы. 2015. № 9. С. 46–52.