+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Национальные интересы: приоритеты и безопасность»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Перечень материалов журнала за 2005 год

1(1) - 2005 июль-август

ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ

Политика, устремленная в будущее. Президент Российской Федерации В.В. Путин обозначил новые приоритеты России

Выступая с ежегодным посланием к Федеральному Собранию Российской Федерации, Президент России Владимир Путин определил приоритетные задачи, стоящие перед Российской Федерацией. В частности, главной политико-идеологической задачей России является развитие страны как свободного демократического государства. Глава государства назвал развал Советского Союза "крупнейшей геополитической катастрофой XX века". Особенно тяжело крушение СССР отразилось на советских людях, подчеркнул он. "Десятки миллионов соотечественников оказались за пределами нашей страны, накопления граждан обесценились, а массовая бедность стала восприниматься как норма", - отметил В.Путин. Этот процесс сопровождался нестабильностью в финансовой системе и неустойчивой обстановкой в социальной сфере…


Экономическая безопасность федерального округа

Шерстюк С.Р.

В статье рассматривается проблема обеспечения экономической безопасности федерального округа, как одной из важнейших задач администрации округа, в выполнении которой проявляется способность контролировать возможное возникновение внешних и внутренних угроз и вырабатывать рекомендации субъектам РФ по их нейтрализации.


Методические аспекты формирования системы мониторинга экономической безопасности территорий

Пузов Е.Н.,
Яшин С.Н.,
Яшина Н.И.

В настоящее время особо актуальной стала сравнительная оценка регионов, в том числе и в рамках более крупных территориально-административных единиц - федеральных округов. Это связано с необходимостью мониторинга и управления экономической безопасностью региона; социально-экономическим развитием, бюджетом и финансами; экономикой и предпринимательством; имуществом и землепользованием; внешнеэкономической деятельностью; интеллектуальным и человеческим потенциалом; рисками регионального развития...


Проблема формирования социально-экономической базы российского общества

Илышев А.М.,
Демчук О.Н.

К одному из важнейших приоритетов государственной политики нашей страны - политики, ориентированной на обеспечение ее национальных интересов, - следует отнести необходимость активного участия властных структур в формировании прочной социально-экономической основы нашего общества, вступившего в сложный, длительный и полный противоречивый транзитивный период. Достаточно очевидно, что уже в самом ближайшем будущем российскому государству и обществу целесообразно значительно расширить свою социально-экономическую базу, сориентироваться на представительные и многочисленные слои новой элиты, создавать условия для ее возникновения, становления и роста. Залог успеха здесь - тесное взаимодействие властных структур с другими дееспособными "силами": гражданским обществом и предпринимательским классом. Особо важную роль в этом процессе может (и должен) сыграть так называемый "средний класс", который порождается, формируется и развивается государством, гражданским обществом, а также предпринимательским классом. Кто в настоящее время составляет средний класс в России? Какое содержание вкладывается в данное понятие отечественными учеными, специалистами и государственными деятелями, когда они говорят о необходимости создания в современной России среднего класса?


Выбор стратегического приоритета России: внешнеэкономический эффект

Шевченко И.В.,
Александрова Е.Н.,
Савченко М.И.

Углубление международной интеграции, расширение экономического сотрудничества между странами обуславливает активное участие национальной экономики в мирохозяйственных процессах и приводит к усилению роли внешнеэкономической составляющей в системе факторов роста страны. Глобализация, экспансия ТНК, смена технологических укладов, все более сильная зависимость стран от мировых рынков товаров, услуг и финансовых ресурсов приводит к усилению роли научно-технической и внешнеэкономической политики государства. Рост влияния внешних факторов экономического развития на внутренние приводит к тому, что обе группы факторов оказываются тесно взаимосвязанными, и, следовательно, должны регулироваться взаимосвязанными мерами государственного управления. Указанные факты заставляют рассматривать большее число взаимосвязанных факторов роста и соответственно требуют охвата более широкого круга стратегических вопросов при разработке политики экономического роста.


Концептуальный подход к организации противодействия высокому уровню теневой экономики в Российской Федерации

Минаков А.В.

В статье анализируются несколько подходов для снижения высокого уровня теневой экономики, которые включают либеральный, репрессивный и комплексный, также проблема исследуется в историческом плане. Известно, что судебная практика и практика работы правоохранительных органов Российской Федерации дает основания для вывода о том, что именно с принятием в 1989 году Постановлений СМ СССР "О развитии хозяйственной деятельности советских организаций за рубежом" от 18.05.1989 г. № 412 и "О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности" от 07.03.1989 г. № 203, а также ряда других ведомственных актов, началась история криминального вывоза капитала из РФ. Во исполнение этого Постановления № 203 Главное управление ГТК СССР от 01.04.1989 года ввело новый порядок декларирования товаров и иного имущества, перемещаемых через границу. Это создало реальные условия для активизации преступной деятельности, связанной с нелегальным вывозом сырьевых ресурсов и размещением преступно добытых денежных средств и имущества (вывоз капитала) за рубеж…


Становление финансово-промышленных групп в российской экономике: проблемы и факторы экономической безопасности

Беседин А.Л.,
Беляев В.В.

Формирование финансово-промышленных групп (ФПГ) призвано укрепить российскую экономику путем привлечения инвестиций, восстановления и развития деловых и технологических связей между предприятиями, повышения эффективности производства. Несмотря на то, что опыт работы по развертыванию ФПГ в России насчитывает немногим более 10 лет (5 декабря 1993 года издан Указ Президента России "О создании финансово-промышленных групп и порядке их создания"), в этой области достигнуты определенные положительные результаты. Однако создание финансово-промышленных групп помимо безусловно положительных сторон в силу объективных и субъективных обстоятельств содержит в себе и некоторые потенциальные возможности для нанесения ущерба экономической безопасности как на уровне самой ФПГ, так и на уровне экономики страны в целом…


О показателях социально-экономического развития Российской Федерации

Махмудов М.Г.

В последние десятилетия появилось значительное количество работ, направленных на выработку универсальных показателей социально-экономического развития, в которых социальные аспекты играют значительную роль. К сожалению, в настоящее время экономисты, социологи, географы не пришли к единому мнению, и различные школы исследуют данное явление по своей методике. В статье ставится задача - на основе анализа существующих методик определить оптимальный набор индикаторов социально-экономического развития, которые позволили бы объективно, с достаточной степенью достоверности, представить целостную картину относительно уровня и характера протекания вышеуказанного процесса на конкретной территории.

ПРОГНОЗЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

К вопросу о современном социально-экономическом развитии России

Урдашев Б.Б.,
Колотилов О.Н.

Нынешнее экономическое положение России нельзя назвать устойчивым, ибо позитивные процессы сочетаются с нерешенными проблемами. Так, благоприятную внешнеэкономическую ситуацию, увеличение доходов от экспорта сырья не удается в полной мере использовать в виде ресурса развития экономики в целом. Данная ситуация отвлекает внимание Правительства РФ от действенных мер по активизации стимулирования роста в других отраслях реального сектора экономики страны. По подсчетам экспертов, для выполнения указания В.Путина об удвоении ВВП России, ежегодный рост должен составлять не менее чем 7,2%. С нынешними же темпами достижение этой цели откладывается примерно на 2015 год…

НА ПУТЯХ ИНТЕГРАЦИИ

Экономическое и правовое обеспечение безопасности железнодорожных перевозок на постсоветском пространстве

Артюшенко Н.Н.

Для максимального использования железнодорожных путей в республике Беларусь действует государственная экономическая программа развития Белорусской железной дороги до 2010 года, которая предусматривает меры по повышению эффективности и качества перевозок за счет роста технической и правовой безопасности, сокращения времени в пути, улучшения пассажирского комфорта, сведения до минимума простоя вагонов. Складываются благоприятные условия для создания взаимовыгодного единого таможенного пространства между Беларусью, Россией, Казахстаном, Киргизстаном, Украиной и Таджикистаном, что позволяет возвратиться к совместной эксплуатации единой железнодорожной сети и транспортных средств. В тоже время, для обеспечения экономической безопасности железнодорожных перевозок, Беларуси предстоит выполнить огромный объем модернизационных работ. В частности, государство и Белорусскую железную дорогу не удовлетворяет то, что коэффициент износа основных фондов на дороге составляет свыше 60%, старый и неконкурентоспособный подвижной состав снижает спрос на транспортные услуги, создает аварийные ситуации. Что же предстоит сделать, чтобы изменить ситуацию?

ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Безопасность города: у проблем есть решения

Куликов Н.В.

В Информационном центре Правительства Москвы прошла пресс-конференция, посвященная основным проблемам безопасности города и путям их решения. Начальник Управления по работе с органами обеспечения безопасности Правительства Москвы Н.В. Куликов рассказал о том, что удалось достигнуть на настоящий момент, об итогах реализации Комплексной городской целевой программы борьбы с преступностью в городе Москве на 2003-2005 гг. По его словам, значительные усилия Правительства Москвы сосредоточены на борьбе с терроризмом. С этой целью в Москве проведены комплексные меры по укреплению материально-технической базы правоохранительных ведомств, в том числе оснащение их средствами связи, оборудованием, инвентарем, оргтехникой и специальными средствами, а также автотранспортом.

СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТА

Защита информации в компьютерных корпоративных сетях

Погуляев В.В.,
Теренин А.А.

Информация - один из основных активов организаций. Обеспечение ее безопасного использования в корпоративных вычислительных системах во многом предопределяет успех бизнеса, выживаемость хозяйствующего субъекта на рынке. К сожалению, не каждая компания придает значение вопросам своей информационной безопасности. Отчасти это происходит потому, что руководство не осознает реальную ценность ресурсов (данных), которыми владеет, и считает меры по обеспечению их конфиденциальности неоправданно дорогими. Тем временем, не исключено, что конкуренты или другие недоброжелатели готовы пойти на многое ради возможности получить доступ к этой информации, изучить ее, копировать, исказить или уничтожить. Формирование системы безопасности коммерчески ценных информационных ресурсов - проблема комплексная, которую необходимо решать на юридическом, организационно-правовом и техническом уровнях одновременно. В статье предлагаются подходы к решению некоторых наиболее распространенных вопросов обеспечения конфиденциальности информационных активов организации.

КНИЖНЫЙ КОМПАС

Риски, кризисы, экономическая безопасность: новые направления исследований

Котилко В.В.

В процессе исследований, которые проводятся в настоящее время в нашей стране, учитываются показатели, по которым осуществляется мониторинг факторов, вызывающих угрозы экономической безопасности, и устанавливаются предельные пороговые значения. Основное внимание уделяется выявлению тех рисков и кризисов, которые оказывают влияние на интеграционные процессы в рамках СНГ, а также на сближение основных макроэкономических показателей, характеризующих социально-экономическое развитие государств-участников СНГ. Группировка рисков, угроз и кризисных ситуаций использована для моделирования влияния факторов, влияющих на экономическую безопасность государств-членов СНГ. Моделирование влияния различных факторов, влияющих на экономическую безопасность, создает предпосылки для разработки сценариев развития существующих и появления новых ситуаций на пространстве СНГ. В зависимости от выбранных сценариев развития различных кризисных ситуаций на пространстве СНГ разрабатываются мероприятия по преодолению и возможному снижению ущерба от негативного влияния угроз и кризисных ситуаций на экономические процессы, происходящие на пространстве СНГ.

ДОКУМЕНТЫ

Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2005 № 303 "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации"

2(2) - 2005 сентябрь-октябрь

Приоритеты России

Ключевой вопрос государственной политики

Из выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина на встрече с членами Правительства РФ, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета 5 сентября 2005 года


Критерии комплексной сравнительной оценки экономической безопасности территорий

Пузов Е.Н.,
Яшин С.Н.,
Яшина Н.И.

Разрабатывая методику мониторинга экономической безопасности региона, нужно четко определиться с набором первичных показателей. Актуальность разработки комплексного показателя для сравнительной оценки потенциала региона и эффективности использования этого потенциала в настоящее время достаточно высока. В основе же любого комплексного показателя лежат частные и первичные показатели. При рассмотрении групп показателей (обобщающих показателей декомпозиции) и частных коэффициентов следует отметить, прежде всего, то, что для определения потенциала и эффективности использования этого потенциала набор групп показателей будет различен. Иными словами, для сравнительной оценки регионов необходимо разработать минимум два комплексных показателя. Кроме того, различным будет и характер их дальнейшей обработки; будут различаться и способы приведения частных показателей к агрегированным оценкам по группам. В статье анализируются частные первичные показатели, в частности, показатели нижнего уровня декомпозиции в рамках определения единого комплексного показателя сравнительной оценки.


Проблема формирования социально-экономической базы российского общества

Илышев А.М.,
Демчук О.Н.

К одному из важнейших приоритетов государственной политики нашей страны - политики, ориентированной на обеспечение ее национальных интересов, - следует отнести необходимость активного участия властных структур в формировании прочной социально-экономической основы нашего общества, вступившего в сложный, длительный и полный противоречивый транзитивный период. Достаточно очевидно, что уже в самом ближайшем будущем российскому государству и обществу целесообразно значительно расширить свою социально-экономическую базу, сориентироваться на представительные и многочисленные слои новой элиты, создавать условия для ее возникновения, становления и роста. Залог успеха здесь - тесное взаимодействие властных структур с другими дееспособными "силами": гражданским обществом и предпринимательским классом. Особо важную роль в этом процессе может (и должен) сыграть так называемый "средний класс", который порождается, формируется и развивается государством, гражданским обществом, а также предпринимательским классом. Кто в настоящее время составляет средний класс в России? Какое содержание вкладывается в данное понятие отечественными учеными, специалистами и государственными деятелями, когда они говорят о необходимости создания в современной России среднего класса? Несовершенство критериев идентификации среднего класса, некритично заимствованные из других обществ (критерии самоидентификации, уровня доходов и образования), недоучет нашими учеными последствий чрезмерной внутригрупповой дифференциации душевых доходов и, в особенности, игнорирование в корне отличающегося отношения различных слоев среднего класса к укреплению институциональных основ российской экономики и государственности в целом ? все это тормозит процессы формирования столь нужной социально-экономической базы реализации национальных интересов…


Разработка направлений регулирования транзитивной экономики как базис устойчивого роста

Шевченко И.В.,
Поддубная М.Н.

Решение задачи выхода национальной транзитивной экономики на устойчивые темпы экономического роста может быть успешным лишь при проведении комплексных структурных реформ экономики на основе развития новых предприятий и технологий, улучшения инвестиционного климата на уровне страны и регионов за счет внутренних возможностей экономики, а также при коренном изменении государственной финансовой политики с учетом взаимодействия с мировым сообществом, выравнивании диспропорциональных тенденций. Комплексный подход к разработке наиболее приемлемых вариантов решения задач государственного регулирования экономики России с учетом мирового опыта и специфики страны, регулирующего воздействия государства на общественный и частный секторы может стать основой разработки стратегии экономического развития и удвоения ВВП. Исходя из этого, обеспечение устойчивых темпов роста экономики является для любой страны, в том числе и для России, одной из важнейших задач ее развития. В основу экономической политики государства должно быть положено гибкое сочетание административных и экономических рычагов регулирования, способствующих эффективности рыночной экономике.


Внешние эффекты и устойчивое развитие экономики: теоретический аспект

Полюбина И.Б.

Современная ситуация в мире требует от человечества фундаментального пересмотра глобальных приоритетов. Становятся очевидными тесные взаимосвязи между экологическими, экономическими и социальными проблемами. К числу проблем, связанных с устойчивым развитием экономики, относится проблема регулирования внешних эффектов. Как известно, внешние эффекты представляют из себя издержки или выгоды, которые распространяются на экономических агентов, не участвовавших в конкретной сделке, то есть не производивших каких-либо затрат, но пользующихся результатами, полученными другими, или берущих на себя определённые потери, которые также возникают благодаря действиям других агентов…


Прибыль в социально ориентированной рыночной экономике

Волостнов Н.С.,
Жаринов В.В.

Извлечение прибыли в сфере материального производства совершенно естественно выступает движущим мотивом и целью финансово-хозяйственной деятельности. Именно прибыль является экономической основой развития - роста стоимости капитала коммерческой организации, совершенствования технико-технологической базы производства, своевременного обновления выпускаемой продукции, повышения ее конкурентоспособности, стимулирования трудового коллектива, выполнения бюджетных обязательств, выплатцы доходов по соответствующим финансовым инструментам…


Экономические отношения и интересы: сущность, содержание и структура

Рольская М.А.

В процессе перехода нашей страны к рыночным условиям хозяйствования проблема экономических интересов предстала с новой стороны. Если ранее считалось, что первичными являются интересы государства (причем не только экономические), то в современной России приоритет отдается интересам личности. В связи с этим возникает необходимость переосмыслить многие устойчивые представления об экономических интересах в нашем обществе, их содержании, видах, механизме взаимодействия и формах реализации. Содержание экономических интересов можно раскрыть, охарактеризовав систему существующих в обществе экономических отношений…


Пути повышения эффективности использования акционерного капитала

Мастерских А.В.

После осуществленной приватизации государственной собственности основная часть предприятий и организаций российской экономики изменила организационно-правовую форму своего функционирования. В частной собственности на настоящий момент сконцентрировано свыше 75%, в государственной - 4,8%, в муниципальной - 6,4%, в прочей - 13,8% общего количества предприятий и организаций. В статье предпринята попытка оценки эффективности акционерной формы собственности и влияния акционерных обществ на состояние национальной экономики.

ПРОГНОЗЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Долгосрочная динамика отраслевой структуры российского экспорта

Поляков В.В.

В статье рассматривается важная роль сырьевого сектора в экспортной структуре нашей страны в сопоставлении с машинотехническими отраслями и производствами сложной высокотехнологичной продукции. Делается заключение о том, что, несмотря на то, что сырьевой сектор сегодня занимает излишне большое место в российском экспорте, он в долгосрочной перспективе может рассматриваться как по-существу единственная реальная движущая сила, "локомотив" дальнейшего успешного развития российской экономики и экспорта. Автор дает собственные видения долгосрочных перспектив изменения товарной экспертной структуры в ракурсе общеэкономических тенденций развития российской экономики до 2050 г., конкретно формируя при этом те предпосылки, которые им закладываются а процессе описанного прогнозного сценария.

ЗАСЛОН ДЛЯ ТЕРРОРИЗМА

Национальная безопасность России и терроризм, национальные интересы в информационной сфере и их обеспечение в условиях терроризма

Коровяковский Д.Г.

В статье раскрываетcя система и сущность национальной безопасности России, рассматривается информационная безопасность как неотъемлемая часть национальной безопасности. Дается правовая оценка законодательства в области обеспечения национальной и информационной безопасности. Отдельно рассматривается одна из наиболее актуальных угроз национальной безопасности России - терроризм, его сущность, дается его определение. Кроме того, подробно рассматривается такое явление, как кибертерроризм, которое законодательного закрепления еще не получило, однако все больше и больше приходит в нашу жизнь.
В частности, в статье рассматривается: система национальной безопасности России; правовые основы информационной безопасности; национальные интересы России в информационной системе и их обеспечение; терроризм; угроза терроризма в информационной сфере; угрозы информационной безопасности посредством СМИ; методы обеспечения информационной безопасности и борьбы с терроризмом; рекомендации, модель деятельности государства по обеспечению информационной безопасности в системе национальной безопасности России. Кроме того, предлагается вариант модели по обеспечению информационной, а значит и национальной безопасности России, а также предлагаются методы и средства борьбы с терроризмом и кибертерроризмом.


Пляски со смертью продолжаются…

Нечипоренко О.М.,
Гаврилов В.В.

О борьбе с терроризмом рассказывает в интервью Олег Максимович Нечипоренко - полковник в отставке, бывший сотрудник внешней разведки. С 1961 по 1965 и с 1967 по 1971 гг. работал в резидентуре КГБ в Мексике. Автор книги "Ли Харви Освальд: путь к убийству президента". Считается одним из самых авторитетных специалистов страны по терроризму. С 2001 по 2005 гг. - генеральный директор Национального антикриминального и антитеррористического фонда. Ныне является экспертом Международной антитеррористической тренинговой ассоциации.

ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Использование информационно-аналитического мониторинга в фискальной и правоохранительной деятельности

Логинов Е.Л.

Одной из главных характеристик и общей чертой существующих государственных, полугосударственных и чисто коммерческих структур, является глобальная (но хорошо замаскированная) коррупция и злоупотребления с финансовыми средствами и материальными ресурсами, патронируемое чиновниками или политиками. Возможности обеспечения выполнения поставленной Президентом РФ Путиным В.В. задачи удвоения ВВП напрямую находится в зависимости от возможности государственных органов обеспечить нужную степень контроля происходящих экономических процессов и деятельности экономических структур. В настоящий период серьезной проблемой экономической и политической стабилизации РФ является низкая эффективность степени управленческого, фискального и правоохранительного контроля функционирования экономических структур в связи с отсутствием прозрачности экономических процессов и связи их результатов и деятельности конкретных юридических и физических лиц...


Безопасность города: у проблем есть решения

Куликов Н.В.
В Информационном центре Правительства Москвы прошла пресс-конференция, посвященная основным проблемам безопасности города и путям их решения. Начальник Управления по работе с органами обеспечения безопасности Правительства Москвы Николай Васильевич Куликов рассказал о том, что удалось достигнуть на настоящий момент, об итогах реализации Комплексной городской целевой программы борьбы с преступностью в городе Москве на 2003-2005 гг. По его словам, значительные усилия Правительства Москвы сосредоточены на борьбе с терроризмом. С этой целью в Москве проведены комплексные меры по укреплению материально-технической базы правоохранительных ведомств, в том числе оснащение их средствами связи, оборудованием, инвентарем, оргтехникой и специальными средствами, а также автотранспортом.
Начальник Управления по работе с органами обеспечения безопасности Правительства Москвы отметил, что профессиональные задачи приходится решать в условиях некомплекта личного состава органов внутренних дел. После принятия Закона РФ № 122-ФЗ, лишавшего сотрудников правоохранительных органов ряда льгот, остро встал вопрос сохранения и наращивания кадрового потенциала.
В текущем году увеличилось количество выявленных преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов. Это говорит о том, что функции налоговой службы, которые были переданы органам внутренних дел, сегодня восстановлены, решена кадровая проблема (в результате реорганизации часть сотрудников была утрачена), наработан определенный опыт. Сегодня можно также констатировать, что вновь заработала Служба по контролю над незаконным оборотом наркотиков. Увеличилось число привлечения к ответственности преступников, занимавшихся сбытом наркотических веществ. Сотрудниками этой службы был выявлен ряд законспирированных каналов и пресечена деятельность нескольких преступных группировок. Основная задача, поставленная перед руководством службы мэром Москвы Ю.М.Лужковым - не допустить поступления наркотиков в Москву.
Какой будет новая Комплексная городская целевая программа борьбы с преступностью в городе Москве на 2006-2010 годы? Очевидно, в ней будут учтены как все недоработки, так и весь имеющийся положительный опыт. Приоритетными направлениями в работе правоохранительных органов в ближайшие годы станут: противодействие терроризму; борьба с экономическими преступлениями и коррупцией; повышение эффективности раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений; усиление работы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, в первую очередь, по выявлению их сбытчиков и перекрытию каналов доставки наркотиков в Москву; осуществление комплекса мер по сокращению иногородней преступности и незаконной миграции.

КНИЖНЫЙ КОМПАС

С универсальным подходом к экономической безопасности

Котилко В.В.

Издательство "Дело" выпустило учебник "Экономическая безопасность России": Общий курс (Под ред. В.К. Сенчагова. - М.: Дело, 2005 - 896 с. Среди авторов ученые Института экономики РАН и Совета по изучению производительных сил (СОПС). Книга состоит из восьми разделов, посвященных: концептуальным и историко-правовым аспектам безопасности общества, государства и личности; современным угрозам безопасности в реальном секторе экономики; финансовой безопасности страны; внешнеэкономическим аспектам экономической безопасности; региональной экономической безопасности России; социальной политике в стратегии экономической безопасности; экономической безопасности фирм и корпоративных образований; криминализации экономики и ее влиянию на безопасность личности, общества и государства.

3(3) - 2005 ноябрь-декабрь

ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ

Прямая линия с Президентом России Владимиром Путиным

27 сентября 2005 г. в прямом эфире телеканала "Россия", Первого канала, радиостанций "Маяк" и "Радио России" Президент Российской Федерации В.Путин ответил на вопросы граждан, заданные в телеэфире, по телефону и в Интернете. Вниманию читателей предлагается стенограмма "Прямой линии с Президентом России".


Проблемы обеспечения государственных приоритетов развития экономики в условиях криминальной деятельности олигархических структур

Логинов Е.Л.,
Чикова О.Г.

Анализ состояния экономики России, с точки зрения макроэкономических последствий криминализации всех сфер жизнедеятельности, позволяет сделать печальный вывод. К концу ХХ века экономика нашей страны практически утратила способность к осуществлению воспроизводства без участия криминальных капиталов и криминального бизнеса. Теневая экономика превратилось в своего рода многоотраслевой сегмент всей экономики, неотъемлемым образом вписывающийся в производственные, финансовые и торговые механизмы и выполняющий определенные функции, обслуживающие интересы достаточно широкого круга юридических и физических лиц. В таких сложных условиях с особой остротой стоит вопрос об обеспечении экономической безопасности, о существовании российского государства как великой державы…


Влияние Конституции Российской Федерации на формирование правового режима экономической безопасности России на государственной границе

Булашов С.Н.

Безопасность России в пограничном пространстве является составной частью национальной безопасности. На это прямо указывают Основы пограничной политики Российской Федерации, утвержденные Президентом Российской Федерации 5 октября 1996 г. № Пр-1987. Они выделяют в отдельную составную часть безопасности государства - пограничную безопасность, которая представляет собой "состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в пограничном пространстве Российской Федерации". Сегодня роль конституционно-правового режима государственной границы Российской Федерации в обеспечении национальной, и особенно экономической безопасности, весьма значительная, и не ограничивается только пограничным пространством. И это, увы, недооценивается как в теоретическом обосновании направлений концентрации усилий деятельности органов государственной власти, так и в практической их деятельности…

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ МЕГАПОЛИСА

"Электронная Москва": информатизация городской жизни во всех ее сферах, удобство доступа, безопасность работы

Михайлов А.Н.

Задача государственной целевой программы "Электронная Москва" - информатизация городской жизни во всех ее сферах и обеспечение безопасности мегаполиса, улучшение работы аппарата управления городом и оперативное решение вопросов хозяйственной и социальной сфер. Об этом рассказал на пресс-конференции в Информационном центре Правительства Москвы начальник Управления информатизации города Алексей Николаевич Михайлов. Программой, связанной с безопасностью, город стал заниматься достаточно давно. В 2002 г. мэром города Ю.М.Лужковым было принято решение о создании комплексной АСУ города Москвы. Практически вся структура теперь завязана в сеть, создана эффективная служба "02", которая позволила регистрировать в компьютерной системе все поступающие заявления, и моментально реагировать на них, записывать все переговоры, которые ведутся. Следующая задача - сделать такую же технологию при обращениях граждан в территориальные отделы органов внутренних дел...


"Электронная Москва" в документах: Постановление Правительства Москвы от 14 июня 2005 г. № 439-ПП "О дальнейшем проведении работ по созданию Московского городского портала"

В выдержках из приложения к постановлению Правительства Москвы освещаются вопросы обеспечения информационной безопасности, авторизации и аутентификации при доступе к любому адресу закрытой области, предотвращения внедрения вредоносных компонентов в состав системы программного обеспечения и данных, защиты общесистемного программного обеспечения, контроля ошибок, конфигурации системы…

ЮРИДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

Защита коммерческой тайны предприятия: теоретические и практические аспекты

Коровяковский Д.Г.

Статья носит теоретико-практический характер. Автор всесторонне анализирует коммерческую тайну предприятия на основе действующего законодательства в сочетании с практикой защиты этого вида тайн. Подробно рассматриваются взаимоотношения работодателя и работника по поводу не разглашения информации, составляющей коммерческую тайну предприятия. Дается сравнительная правоприминительная практика США, Великобритании, Германии в сочетании с анализом нормативно-правовых актов, призванных обеспечивать сохранность таких сведений в указанных странах. В заключение статьи подводится итог, оцениваются меры ответственности за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия.

КНИЖНЫЙ КОМПАС

Сила как атрибут материи и современные проблемы мировой энергетики

Сергеев П.С.,
Котилко В.В.

В последнее время на новый уровень выходит значимость натурфилософских проблем силы и прогресса, их влияния на глобальное развитие, которое невозможно без решения проблем мировой энергетики. Именно поэтому новая книга политолога и международника, доктора исторических наук О.А. Арина (под именем А. Бэттлера он известен зарубежному читателю) "Диалектика силы: онтобия", является весьма своевременной и актуальной. Причем по замыслу автора она является первой частью его исследований проблемы силы, вторую книгу (предполагаемое название "Общество: сила и прогресс") он намечает посвятить анализу силы в общественных отношениях, а третья, последняя, будет связана с анализом понятия силы в мировых отношениях, то есть станет теоретическим обобщением таких его работах как "Россия в стратегическом капкане" (1997), "Царская Россия: мифы и реальность" (1999), "Россия на обочине мира" (1999), "Двадцать первый век: мир без России" (2001), "Россия в стратегическом капкане" (2003).


Анонс книги И.В. Журавлева и В.В. Котилко "Природа власти на Руси"

Готовится к выходу в свет новая книга кандидата педагогических наук И.В. Журавлева и доктора экономических наук, академика РАЕН В.В. Котилко "Природа власти на Руси". На богатом фактическом материале авторы исследуют актуальные для России проблемы, пытаются дать свои ответы на волнующие всех вопросы экономической безопасности…

ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ

Перечень материалов, опубликованных в журнале "Национальные интересы: приоритеты и безопасность" за 2005 год

 

ISSN 2311-875X (Online)
ISSN 2073-2872 (Print)

Свежий номер журнала

т. 20, вып. 3, март 2024

Другие номера журнала