Киселева И.А.доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры прикладной математики, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Москва, Российская Федерация Kia1962@list.ru
Симонович Н.Е.доктор психологических наук, профессор, академик РАЕН, профессор кафедры психологии личности, Институт психологии им. Л.С. Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Российская Федерация nsimoni@mail.ru
Предмет/тема. Статья посвящена актуальной теме современности и рассматривает вопросы, связанные с мотивацией людей. В разных странах свое понимание о мотивации людей, проблемы стимулирования персонала определяются, исходя из успешности компании, ее доходов и расходов, количества персонала организации, географического положения организации и политической системы, существующей в данной стране. У каждого сотрудника существуют свои приоритеты и сформирована своя система ценностей. Цели/задачи. В статье ставится цель - дать определение понятия мотивации, что относится к принципам стимулирования труда персонала, исследовать, что можно предложить сотрудникам успешной компании в качестве социального пакета. Задача любой компании направлена на улучшение качества жизни сотрудников и членов их семей. Методология. Предложен ряд вопросов для изучения сотрудниками, которые занимаются проблемами мотивации и стимулирования работников компании. На основе полученных ответов можно составить матрицу предпочтений и выработать принципы стимулирования каждого сотрудника компании. В качестве исследовательского инструментария при выполнении работы выступали общенаучные методы, такие как: анализ и синтез, детализация и обобщение, исторический, логический и системный подходы. Результаты. Данная работа раскрывает понятие мотивации людей и в ней даны практические советы по решению данной проблемы. Совокупность получаемых благ сотрудниками компании способствует сплочению компании и устраняет причины конфликтов между руководством и работниками. Важным показателем для любой компании является текучесть кадров. В статье даны практические рекомендации, как избежать этого и увеличить конкурс среди кандидатов на замещение вакантных должностей. Выводы/значимость. В статье сделан вывод, что правильно выбранный стиль управления компанией, сочетание и применение необходимых мер мотивации и стимулирования своих сотрудников позволяют компании занять лидирующие позиции в своем сегменте рынка и стать эффективной компанией с хорошим имиджем.
Ключевые слова: поощрение, мотивация, стимулирование, теория мотивации, текучесть кадров, система мотивации, заработная плата, уровень жизни
Список литературы:
Антошкова И.И. Оценка стимулирования труда на предприятии // Прикладные исследования и технологии: сб. статей. М.: МТИ, 2014. С. 151–154.
Блок К.Д., Жернова Н.А. Эффективная система мотивации на предприятии: синтез материальной и нематериальной мотивации // Управление человеческими ресурсами – основа развития инновационной экономики: материалы Международной научной конференции. Красноярск, Сибирский государственный аэрокосмический университет, 2014. С. 361–364.
Друкер П. Эффективное решение. Эффективное принятие решений. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 186 с.
Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2008. 447 с.
Киселева И.А. Оценка рисков в бизнесе // Консультант директора. 2001. № 15. С. 25–27.
Киселева И.А., Трамова А.М. Риски при реализации инновационного проекта в туристической отрасли // Аудит и финансовый анализ. 2012. № 2. С. 182–185.
Курочкин А. С. Управление предприятием: учеб. пособие. Киев: МАУП, 2008. 209 с.
Маслова В.М. Управление персоналом предприятия: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 222 с.
Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. Л.: Наука, 1981. 192 с.
Прокопьев В.Н. О мотивациях экономической деятельности в условиях частной собственности // Проблемы современной экономики. 2013. № 3. С. 120–124.
Русалинова А. А. Взаимоотношения в производственном коллективе и их совершенствование. Л.: Наука, 1977. 312 с.
Самоукина Н.И. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. М.: Вершина, 2008, 224 с.
Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий): учеб. пособие. М.: Юрайт, 2013. 671 с.
Симонович Н.Е. Социальное самочувствие людей и технологии его исследования в современной России. М.: РГГУ, 2003. 247 с.
Симонович Н.Е. Влияние статуса личности на ее социальное самочувствие. М.: РГГУ, 2011. 125 с.
Соколова М.И. Управление процессом мотивации. Практическое использование теорий мотивации // Мотивация и оплата труда. 2007. № 3. С. 198–206.
Сухарев О.С. Психологические факторы в анализе инновационного поведения и экономического развития // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 11. С. 2–11.
Хохлова Т. П. Выявление гендерных аспектов менеджмента – фактор повышения эффективности управления // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 2. С. 58–64.
Хрусталёв Е.Ю., Славянов А.С. Проблемы разработки национальной инвестиционной стратегии в условиях финансовой нестабильности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 6. С. 35–43.
Хрусталёв Е.Ю., Славянов А.С. Проблемы формирования инвестиционной стратегии инновационно ориентированного экономического роста // Проблемы прогнозирования. 2011. № 3. С. 19–30.